|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 82
богиней материнства и подательницей детей. В «Лотосовой сутре», относящейся к V в., говорилось: «Если
женщина желает иметь сына, пусть она с поклонами и почтением принесет свои мольбы Гуань-инь. И тогда
через должный промежуток времени родит сына, отмеченного счастьем, умом и добродетелью»1.
Становясь в V-VI ее. не только государственной идеологией во многих государствах Северного Китая, но и
господствующей формой сознания народных масс, буддизм в Китае обретал новые и неожиданные черты.
Получали распространение общины мирян (ихуэй), руководимые монахами. Появлялись поддельные сутры,
излагавшие основы буддийской религии в привычных категориях «родственной любви» и «служения старшим».
«Страну наводнили вооруженные монахи, которые нередко вставали во главе народных восстаний,
направленных не только против правительства, но и против официальной буддийской церкви. Обычно такие
восстания проходили под лозунгами пришествия "нового Будды", "Будды грядущего" — Майтрейи»2.
Участие монахов в военных действиях, столь не свойственное буддизму с его заповедью ахимсы
(ненанесение вреда живому), обосновывалось своеобразным толкованием одной из известных сутр «Фаньган
цзин» («Сети Брамы»), описывавшей 10 основных и 48 дополнительных заповедей буддиста. В ней
«ненанесение вреда живому» дополнялось требованием «сохранения и спасения всего живого». Ученики
Кумарадживы истолковывали это требование как возможность в вооруженной борьбе защищать буддийские
храмы и подвергаемых опасности людей.
Буддизм стал признаком утонченности мысли в кругах аристократии (ши), слое «ученых мужей», которые,
гордясь своей родовитостью, не считали себя обязанными служить при дворе. Манкируя служебными
обязанностями, они уходили в частную жизнь либо, лишенные постов в придворной иерархии, уединялись в
провинции, посвящая вынужденный досуг философии, поэзии и искусству. В этой среде буддизм
воспринимался как фило-
Цит. по: Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. С. 332. Цит. по: Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В. Китайский
этнос на пороге средних веков. С. 186.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|