|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 81
фуций не одинаково ли объясняли верность, сыновнюю почтительность, веру и покорность? Не говорили ли,
что счастливы идущие по их пути и несчастливы сворачивающие с него»1. Эту же мысль развивал Юань-хун,
который ставил во главу угла учения буддизма этику. По его мнению, главным содержанием буддизма является
обоснование высоких моральных стандартов — стремление к доброте, терпению, добродетельным поступкам.
В эпоху «сражающихся царств» буддизм способствовал строительству идеологического синкретизма «трех
учений» (синь цзяо) — даосизма, конфуцианства и самого буддизма. Была завершена «разработка буддийского
пантеона, ритуалов, монастырских уставов.
Буддизму удалось разрешить и свои политические проблемы — путем признания авторитета власти и
покорности ей...
Позиции буддизма стали прочными — и не только в среде правящего класса, но и в народной, крестьянской
массе...»2. Именно там, в народной гуще, «происходили важные процессы соединения местных верований,
словесного фольклора с буддийской стихией»3.
О своеобразии восприятия буддизма китайским крестьянством можно судить по явлениям,
обнаруживавшимся в IV-V ее. Надписи на статуях Будды той эпохи с высказыванием пожеланий «родиться на
Небе» или «вечно жить в царстве Будды» были обращены прежде всего к родственникам. Буддизм понимался
как еще одна религия, позволяющая позаботиться о благоденствии предков, как еще одно обнаружение
прочности принципа сяо. Едва ли не самый распространенный и популярный в средневековом Китае культ —
культ богини милосердия и добродетели Гуань-инь4 возник в V—VII ее. Ее функции, в отличие от других
бодхисаттв, заключались в покровительстве женщине-матери и младенцу. Гуань-инь стала
Там же. С. 101.
Бахтин Б. Б. Буддизм и китайская поэзия// Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века.
С. 100-101. Там же. С. 100-101.
Это одна из наиболее своеобразных трансформаций, поскольку в буддизме махаяны это был бодхисаттва Авалокитешвара.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|