|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 77
анетво, так же как логизм и моизм, в лучшей своей части должно быть включено в даосское мировоззрение.
Сближение с конфуцианством вполне последовательно подводило Гэ Хуна к резкому размежеванию с
еретическими народными верованиями в даосизме. В эпоху «Шести династий» (IV-VI ее.) в трудах лояльных по
отношению к государству даосских мыслителей противопоставлялись не даосизм и конфуцианство, но внутри
даосизма ортодоксальные (законопослушные, легальные) школы и даосские ереси — утопические эгалитарные
учения, подобные «Тайпин-дао». Вождей и проповедников этих запрещенных сект Гэ Хун называл
«разбойниками», которые «обманывали и вводили в заблуждение народ... заманивали людей в свою развратную
банду, призывали к бунтам и мятежам», и одобрял государей, беспощадно расправлявшихся со «смутьянами»1.
В осуждении идеологов повстанцев Гэ Хун полностью солидарен с конфуцианской точкой зрения, защищавшей
«порядок и спокойствие в Поднебесной».
Наиболее ярко ортодоксальный консерватизм Гэ Хуна проявился в полемике с даосским вольнодумцем Бао
Цзинъянем2, которой посвящена одна из, последних глав трактата «Баопу-цзы».
Бао Цзинъянь утверждал, что государственная власть и разделение на «благородных» и «презренных», на
«государей» и «подданных» есть безусловное зло: «Ведь сильные притесняют слабых, и потому слабые служат
им; мудрые обманывают глупых, и поэтому глупые работают на них. От этой службы и возникает путь
государей и подданных, из-за этой работы и возникают могущественные и сирые... Понуждение лошади уздой и
удилами противно ее природе, а если взвалить на буйволицу оглобли, то это не принесет ей радости. Появляется
искусная ложь, и сила обязанностей преступает пределы истинно должного... Ведь простой народ своей работой
и повинностями кормит чиновников, но аристократия счастлива и сыта, а народ нищ... с тех пор как
установилось разделение государей и подданных, зло в народе увеличивается непрестанно, день
См.: Там же. С. 77-78.
Подробнее о полемике по поводу личности Бао Цзинъяня См.: Там же. С. 69.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|