|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 76
тогда и дух рассеян, Ци-пневма истощилось— тогда жизни приходит конец»1.
Учение о загробном бытии, вечной потусторонней жизни чуждо Гэ Хуну. Если человек не обрел бессмертия
при жизни, то как личность он гибнет, а его ци-пневма полагает начало другому существу или его части —
«печени мыши или лапке насекомого», — т, е. ничего сходного с душепере-селением, новым воплощением
души. Круговорот, вечные изменения и переходы в природе понимаются из принципа единого начала всех
вещей. Непременным условием обретения бессмертия, причем первоначальным, предшествующим всем другим,
является нравственное совершенствование человека. Требование соблюдать нравственные предписания Гэ Хун
подкреплял рассуждением, вводящим в своеобразие религиозных идей даосизма. Он говорил о духе —
властителе судеб, который воздает людям продлением или сокращением жизни за добрые или злые дела.
Важной тенденцией в развитии средневекового даосизма в эту эпоху было сближение с конфуцианством в
области этико-политических воззрений.
Го Сян утверждал, что можно одновременно и находиться вне суетного мира, и заниматься мирскими
делами, поскольку Дао тоже одновременно пребывает в самодовлеющем сокрытии и является в мире. Вместе с
другими теоретиками сюань сюэ он соединял философский абсолютизм даосизма с моралью и практицизмом
конфуцианства.
Иным путем шел на сближение с конфуцианством Гэ Хун. Он настаивал на гармоничном сочетании
«внешнего» (конфуцианского) и «внутреннего» (даосского). Баопу-цзы сказал: «Конфуций —
совершенномудрый конфуцианцев, а Лао-цзы — совершенномудрый, обретший Дао. Конфуцианство близко, и
его легко понять, поэтому последователи его многочисленны. Смысл Дао отдален, и его трудно постичь,
поэтому постигшие его редки. Дао — источник мириад различий, а конфуцианство — огромный чистый
поток.... Даосизм — основа конфуцианства. Конфуцианство — конец даосизма»2. Гэ Хун полагал, что конфуци-
Торчинов Е. А. Основные направления эволюции даосизма в период лючао (по материалам трактата Гэ Хуна «Баопу-цзы») // Дао и
даосизм в Китае. С. 76.
См.: Там же. С. 68..
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|