|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 74
конфуцианцев порождают лишь насилие, ложь и страдание, благородный муж отнюдь не «прекрасный образец
для всех времен», скорее, наоборот— тот, кто «ввергает Поднебесную в ужас мятежей, смуты, опасностей,
смерти и гибели»1.
В трактате Жуань Цзи содержатся страстная, уничтожающая критика государственной системы и
оснащавшей ее конфуцианской идеологической доктрины, обвинение строя деспотизма.
Жуань Цзи в своих философских эссе и стихах одним из первых выразил чувство «ветра и потока» (фэн лю)9
в III-IV ее. выросшее в определенную мировоззренческую позицию, разделившуюся и мыслителями, и поэтами.
Историк Юань Хун (328-376) дает следующее объяснение концепции «ветра и потока»: «Следовать своей
безбрежности называется "ветром". Уметь находить в ней порядок называется "потоком". Если смотреть с точки
зрения "ветра", тогда одинаковое и различное можно обрести и узреть. А если смотреть с точки зрения "потока",
тогда добрые и злые помыслы будут отделены друг от друга. Вот почему мудрые правители древности
упорядоченно следовали общему "ветру" и направляли вещи на путь "потока", тем самым позволяя каждому до
конца претворить свое назначение»2. Оценивая свою эпоху как «великий беспорядок», Юань Хун отмечает:
«....когда повсюду царит упадок, скрываться лучше, чем быть на виду. Когда везде порядок, говорить лучше,
чем молчать. Вот почему благородные мужи древности горевали не о трудностях претворения дао, но о
трудностях соответствия времени. А когда легко соответствовать времени, трудно встретить достойного
называться государем»3.
Как видно из приведенных примеров, раннефеодальное общество в Китае порождает философско-
этические, философско-поэтические концепции, отражающие становление более широкого и гибкого взгляда на
мораль, межчеловеческие отношения, связь внешнего и внутреннего. «Новые ученые», причислившие себя к
«благород-
1 Жуань Цзи. Жизнь великого человека // Малявин В. В. Жуань
2 Цзи. С. 71.
2 Там же. С. 125.
3 Там же. С. 16.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|