На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 73

что природа всеобщего принципа (ли) состоит в том, чтобы, не имея собственной сущности, придавать завершенность сущностям всех вещей. «Этот принцип имеет свой предел, в котором внешнее и внутреннее сливаются воедино»1. Учение о таинственном в этике получает выражение в толковании внутренней свободы как «обретения своего удела» или «обретения себя». Совершенный человек ценит себя, Возвышенностью чувств он подобен небу и облакам. Он заботится о судьбах мира, Но не дает мирской пошлости запятнать себя...таково поэтическое выражение идеала внутренней свободы в стихах поэта Се Линъюня (385-433)2. Обращение к учению древних даосов позволяло противопоставить естественность пути (дао) искусственности законов, церемоний, правил, принципов (ли), раскрепостить личность. Для большинства ученых-мыслителей бурной эпохи становления феодализма следование «естественности» было модой, стилем жизни. Обращение к высказываниям даосов давало умозрительный выход для оппозиционных настроений внутри господствующего класса. Лишь немногие из благородных мужей возвышали голос до социального протеста, подобно тому, что звучит в трактате «Жизнь великого человека» Жуан Цзи (210-263): «Появился правитель и расцвела жестокость, возникли подданные и зародилась измена. Установив ритуалы и законы, по рукам и ногам связали народ. Обманываете несведущих, надуваете простаков, утаиваете знания, чтобы самим казаться мудрыми. Сильные властвуют и творят бесчинства, слабые запуганы и прислуживают другим. С виду бескорыстные, а на деле алчные. Внутри коварные, а снаружи любезные. Совершив преступление, не раскаиваетесь. Встретив удачу, бахвалитесь...»3 Догмы и правила, начетничество и ханжество 1 Цит. по: Малявин Б. Б. Жуань Цзи. С. 25. 2 В. В. Малявин так комментирует стихи Се Линъюня: «Очевидно, что... этот идеал выглядит примерно так: подлинная освобожденность от мира неразрывна с пребыванием в мире, свобода от мира есть свобода для мира. Одно как бы ищет себя в другом, поддерживается им, и поэтому и то и другое в равной степени являются условием осуществления высшей свободы» (Там же. С. 24). 3 Жуань Цзи. Жизнь великого человека// Малявин В. В. Жуань Цзи. С. 71.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes