На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 72

сложного, и плодотворного в области духовной культуры дана в трудах советских исследователей1. Многообразные и существенные перемены во всех сферах жизни общества неизбежно отражались как на характере осмысления самих перемен, так и на определении собственной позиции и собственного отношения к миру и обществу. Ощущение неуверенности, зыбкости, неустойчивости, превратности жизни не способствовало тому внутреннему мировосприятию, которое соответствовало конфуцианской традиции и покоилось «на идее согласия внутреннего и внешнего, непосредственности и воспитанности, чувства и рассудка»2. Исполнены горечи и пессимизма слова историка Сюнь Юэ, современника восстания «Желтых повязок» и крушения Ханьской империи: «....бывают времена, когда люди, даже уйдя от мира, не могут себя спасти, и тогда они погребают себя в глубоком уединении. Велико небо — а они не осмеливаются поднять голову; широка земля — а они не осмеливаются ступить на нее ногой. И если человек не в силах уберечь даже сам себя, как сможет он заботиться о других?»3 Мыслители, поэты и политические деятели обращались к учениям даосизма и буддизма в стремлении обрести духовную опору, найти свой путь и объяснить внезапные и грозные перемены в обществе. Развитие философии даосизма в III—VI ее. выразилось в «Учении о таинственном» — сюань сюэ4. Основы сюань сюэ были сформулированы в 40-х годах III в. выдающимися мыслителями Ван Би (226-249) и Хэ Янем (193-249) и позднее развиты Сян Сю (227-272) и Го Саном (252-312). Важнейшим космологическим принципом в учении о таинственном является естественность (цзы жан). Мир возник самопроизвольно. Причина его движения в нем самом. Продолжая рассуждение Ван Би, Го Сян утверждает, 1 См., например: Малявин В. В. Жуань Цзи. М., 1978; Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В. Китайский этнос на пороге средних веков. М., 1979; Бежин Л. Е. Се Линъюнь. М., 1980; Буддизм, государство и общество в странах Центральной и Восточной Азии в средние века. М., 1982; Дао и даосизм в Китае. М., 1982. 2 Малявин В. Б. Жуань Цзи. С. 16. 3 Там же. С. 18. 4 Л. Е. Бежин переводит сюань сюэ как «темное учение» (Бежин Л. Е. Се Линъюнь. С. 14-17.), а в энциклопедическом словаре «Китайская философия» (М., 1994) этот термин переведен как «Учение о сокровенном»).


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes