|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 69
ту Конфуция. Оно заключало в себе учение о методах управления Поднебесной и освящало существующее
государство и власть императора как сына Неба, т.е. обеспечивало этическую и религиозную санкцию
государственной власти. «Конфуцианцы не только повсеместно распространили и внедрили в качестве
обязательных свои нормы этики и культы, но и превратили все эти нормы в эталон, в символ истинно
китайского. Именно с Хань понятия "конфуцианское" и "китайское" стали совпадать почти полностью»1.
Если конфуцианство отличалось конкретностью, стремлением к четкому определению человеческой
природы, к скрупулезной классификации человеческих качеств, к постоянному уточнению характеристик
благородного мужа, к оценке поступков, к отличиям совершенномудрых от благородных мужей, благородных
мужей — от простолюдинов, к кодификации церемоний (ритуалов) с тем, чтобы дать исчерпывающие
рекомендации по управлению Поднебесной и по самовоспитанию, то учение даосизма можно охарактеризовать
как учение о предельном синтезе, в котором все определенное, ограниченное, конкретное утрачивает четкость
очертаний, мельчает, превращается в исчезающе-неуловимый момент «вселенского процесса непрерывных
перемен». И в абстрактно-философском выражении, и в предельно упрощенном, на уровне наивной магии и
веры в духов гор, лесов и рек, обнаруживается мистический элемент этой, по определению известного
исследователя культуры средневекового Китая В. М. Алексеева, самой «китайской» и самой народной
традиции2.
В конце I в. до н. э. Кань Чжункэ представил императору Чэн-ди (32-7 гг. до н. э.) трактат «Тайпин цзин».
Его основная религиозно-этическая идея — «идея единства мира с его гармоническим идеалом,
взаимосвязанность и взаимопревращение всех явлений как оформлений ци3 в едином движении — потоке»4.
Этот трактат стал идейной основой
Васильев Л. С. Культы, религия, традиции в Китае. М., 1970. С. 184. См. об этом: Дао и даосизм в Китае. М., 1982. С. 259. Ци —
материальная субстанция вещей, по учению древнего даосизма. Позже стали различать «грубое», «тонкое» и «тончайшее» ци — в
последнем варианте оно образует духовное начало. Поршнева Е. Б. Даосская традиция в народных религиозных движениях // Дао и
даосизм в Китае. G. 261.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|