|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 68
Дун Чжун-шу подчеркивал, что природу человека можно уподобить кокону, который путем обработки
превращают в шелковые нити. Царь в соответствии с волей Неба завершает формирование нравственных
качеств, заложенных в природе людей, как горшечник или литейщик преобразует свой материал1. При этом
«чувства и желания», воплощающие «темное начало» — алчность, своекорыстие, разнузданность, — должны
умориться, обуздываться. Средством воздействия на человека являются наставления государя. Если государь —
наставник подданных, то Небо — наставник государя. Дун Чжун-шу заимствовал идею Мо-ди о
предостережениях Неба заблуждающемуся, сошедшему с верного пути правителю.
Таким образом, учение о двойственной природе человека, необходимости ее преобразования, наставлениях
и личном примере императора как инструментах этого преобразования соединяли нравственно-воспитательную
проповедь Кун-цзы (Конфуция) с управленческими рекомендациями легизма. Через принцип сыновней
преданности (сяо) реализовывался принцип беспрекословного исполнения долга (ли). Дун Чжун-шу обеспечил
конфуцианству ведущее место в духовной жизни общества. Он сблизил легистскую трактовку закона с
традиционными представлениями об обычном праве, утвердив в области морали органическое единство «пяти
постоянств» — гуманности (жэн), ритуала, соблюдения этикета (ли), верности (синь), долга, справедливости
(и), мудрости (чжи)2.
В эпоху Хань конфуцианство стало официальной идеологией; тогда было положено начало
государственному куль
1 Кроль Ю. Л. Конфуцианская и легистская концепции человеческой природы в «Янь те луне» // Конфуцианство в Китае. Проблемы
теории и практики. С. 67.
2 Сань Чан у чан — «Три устоя и пять постоянств» (сокр. чан чан — «устои и постоянства». Традиционное для конфуцианства
обозначение нормативных отношений между главными ролевыми позициями и нормативных этических качеств.
Словосочетание «синь чан» («три устоя», «тройственная норма») впервые прозвучало в сочинении реформатора древнего
конфуцианства Дун Чжун-шу «Чунь цю рань лу» («Обильные росы "Весен и осеней"»). «Три устоя» — нормы отношений между
государем и сановником, отцом и сыном, мужем и женой — определялись как атрибуты «пути правителя» (ван дао) и требования,
исходящие от неба (тянь).... Высший член каждой из иерархических пар, связанных отношениями почитания и подчинения, является
«устоем» для низшего: государь — для сановника, отец — для сына, муж — для жены.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|