|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 66
представителями третьего. В эпоху Сун (Х-ХШ ее.) неоконфуцианство стало господствующей идеологией, но
лишь в эпоху Мин (XIV—XVII ее.) установлениями государственной власти, законодательным путем было
определено место буддизма и даосизма в жизни китайского общества. Все же характер соотношения
неоконфуцианства, буддизма и даосизма не укладывался в официально определенные рамки.
Существенной стороной противоречивого взаимодействия этих трех идейных течений были попытки их
объединения на основе определенного единства, которое подчеркивалось некоторыми мыслителями и в III-IV, и
в VIII—IX, и в XVI-XVII ее. Характерны в этом отношении попытки Ван Шоу-женя (1472-1529), чья концепция
включала существенные элементы буддизма и даосизма при одновременной критике других элементов этих
учений.
Возможность взаимодействия определялась прежде всего общей идеалистической основой всех трех
учений, хотя сферы их влияния в жизни общества часто не совпадали. Так, в вопросах социального управления
безраздельно господствовала неоконфуцианская идеология, тогда как в вопросах личного нравственного
совершенствования взгляды буддийских и конфуцианских мыслителей оказывались отчасти сходными, отчасти
противоречащими друг другу. Народная религия осмысливалась даосизмом, который был столь гибок к
ассимиляции самых различных культов, что легко включал почитание и какого-нибудь местного «святого», и
культ Гуань-инь, пришедший из буддизма, и культ самого Кун-цзы (Конфуция).
Материализм в эпоху средневековья, как правило, отстаивали мыслители, разделявшие конфуцианские
взгляды и подвергавшие критике с рационалистически-материалистических позиций даосизм и особенно
буддизм (Чжоу Дунь-и, Чжан Цзай, Хань Юй). Последовательно материалистические взгляды в понимании
мира и человека, восходившие к традиции Ян Чжу — Ван Чуна, отличали лишь немногих мыслителей
феодального Китая (Фань Чжэн, Ли Чжи, Ван Фу-чжи, Дай Чжэн).
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|