|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 60
«своей системой знаний»: гетера должна была изучить 64 искусства, для вора «пособием» мог служит трактат
Карнисуты (Муладевы) «Стеяшаетра»1.
Нормы индуистской морали способствовали закреплению варново-кастового строя, поддерживали
незыблемый консерватизм, отвечавший интересам господствующих сословий (варн) феодального общества.
Протестом против внешней ритуализации и жесткого разделения общества на варны и касты явилось
учение бхакти. Возникнув в Южной Индии в VI—VII ее., оно получило широкое распространение в XII—XVI
ее. Внешнему религиозному ритуалу бхакты противопоставили внутреннюю, духовную устремленность к
божеству. Постижение бога в религиозно-мистическом экстазе, прославление чистой любви к божеству (Вишну,
Шиве или Кришне), чем дальше, тем непосредственнее связывалось с идеей равенства перед богом. Если в
поэзии Кабира, гуру Нанака и Говинда Сингха идея бхакти имела антифеодальное звучание и в XVI—XVII ее.
стала идейным оружием в борьбе крестьян с феодальными владыками, то в проповеди поэтов-подвижников
идея бхакти ограничивалась «внутренней раскрепощенностью» слияния с божеством и растворения в нем:
Что же такое он, преисполненный Милости,
он — полнота радости, он — вездесущее слияние,
о котором невозможно сказать,
где оно, здесь или там? Он, что я в молчании вызыва2ю в своем воображении, что я созерцаю,
чему молюсь2, —
писал один из поэтов-бхактов Тайюманавар (1705-1742). Последним связанным с позднесредневековой
традицией проповедником и автором гимнов, типичных для поэтов-бхактов, был Рамалинга (1823-1874),
создатель «общества единого пути всех религий», воспевавший «единого бога под всеми именами богов
прошлых и будущих религий»:
Да только ли имена богов тех религий! Его имя — это твое имя и мое имя! Имя всякой жизни — его имя!3
См. об этом: Дандин. Приключения десяти принцев. М., 1957.
С. 24-25, 31.
Цит. по: Идеологические течения современной Индии. М., 1965.
С.171-172.
Тамже. С. 166.
-6Q-
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|