|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 57
боязни судьбы увидят лишь спину богини злого рока/ Смейся, когда нагрянет беда. Нет силы, равной смеху,
способной встретить бедствие и превозмочь его... Не предающиеся отчаянию перед лицом бедствия заставят
само бедствие страдать от бедствия»1.
Замечательно это прославление активной позиции человека, свободное от фатализма, униженности и страха
перед всемогуществом богов и судьбы! Оно сходно с позицией героев Дандина и Сомадевы и находится в
разительном противоречии с упованием на милость богов, с устремленностью в потусторонний мир. Поэт
утверждает активно оптимистичный взгляд на возможности человека.
Тиру вал лувар создает образ «идеального правления и идеальной страны», прославляя гармонию интересов
мудрого и справедливого правителя с трудолюбивыми и доброжелательными подданными: «Истинная страна
пробуждает любовь своими несметными богатствами и приносит обильный урожай, не ведая губительных
бедствий... Достойная страна — что не знает сеющего смерть голода, повальных болезней и губительных
набегов супостата. Истинная страна чужда дроблению на сонм земель, не знает несущей опустошение
междоусобной вражды и жестокости убийств, устрашающих самого правителя... Истинная страна та, где народ с
терпением переносит бедствия, даже если они и хлынут на него лавиной, и полностью платит подать
справедливому властителю... Подлинно великая страна, изрекали мудрые, наделена всеми этими пятью дарами:
богатством, плодородием земли, отсутствием болезней, благоденствием народа и надежной защитой от всяких
разорений»2.
Разумеется, «идеал справедливого правителя и гармонии интересов подданных» утопичен. Однако главная
мысль поэта — о силе сплоченного народа — справедлива и патриотична: «Трудно одолеть народ на его
собственной земле, даже если он лишен и мощных крепостей и других преимуществ»3.
Утверждением непреходящих ценностей дружбы и любви, приносящих человеку счастье, завершается
1 Тирукурал. М., 1963. С. 81-82.
2 Там же. С.91-92.
3 Там же. С. 72.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|