|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 52
смысла и цели жизни. Главным, определяющим было отрицание неизбежности страдания, основание которого
локаятики видели в неравноправности положения людей в обществе, в существовании разделения на варны, в
своекорыстии брахманов-жрецов, не желающих поступиться собственными благами. Именно об этом говорит
один из персонажей названной пьесы, сторонник учения л окая-ты, обличая защитников незыблемости
кастового строя: «Они надувают не только самих себя, но и весь народ. Послушайте: ежели у всех одинаковы
тела, одинакова природа, начиная с головы до ног, так на чем же основано у них это строгое распределение
каст? Этого различия я не понимаю. Понимаю отличие мужчины от женщины; но тут-то как раз они и не
допускают различия»1. Идея равенства, впервые высказанная локаятиками языком, понятным для народа, стала
одним из основных принципов в массовом движении бхакти. Однако, в отличие от локаяты, идеологи бхакти
облапили идею равенства в религиозно-этическую форму.
Локаятики всем своим учением отрицали ценность аскетизма, суждение о мире как об иллюзии, защищали и
утверждали право человека на земное счастье:
Пока жизнь еще ваша — живите радостно; Никто не может избежать пронзительного
взгляда смерти; И раз уж этот взгляд все равно испепелит наш ос2тов, То как он сможет
когда-либо снова возродиться?2
Бесспорно справедливы слова Н. П. Аникеева о том, что оптимистический идеал локаятиков, так же, как и
противостоящий ему пессимизм идеалистических концепций, не следует выводить прямо из классовых позиций
угнетенных масс и угнетателей. Эти взгляды являлись крайними выражениями этической мысли средневековой
Индии, и в них находили выражение различные аспекты социального бытия всех классов и слоев индийского
общества3. Вместе с тем взгляды локаятиков духовно
1 Цит. по: Аникеев Н. П. О материалистических традициях в индийской философии. С. 120-121.
2 Цит. по: Радхакришнан С. Индийская философия. T, 1. С. 236.
3 См.: Аникеев Н. П. О материалистических традициях в индийской философии. С. 121-122.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|