На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 48

Проповедник бхакти в Северной Индии Кабир (14401518), ученик Рамананды, был ткачом. Кабир не верил в необходимость аскетизма, отвергал обрядовость и идолопоклонство. Главным в его проповеди был принцип равенства и религиозной терпимости: все равны перед богом (высшие и низшие касты, мусульмане и индусы). «Внутреннее имя бога — внутреннее, чье бы имя ни призывали в молитвах: Али у шиитов или Рамы у индусов.... Город индусского бога на Востоке (Бенарес), а город мусульманского бога на Западе (Мекка), но ищите его у себя в сердце, ибо там бог и мусульман и индусов», — призывал Кабир1. Спасение достигается путем благочестивых песнопений и молитв, но для этого душу необходимо освободить от притворства, жестокости, лицемерия, нечестности, неискренности, условностей. Во взглядах Кабира и других проповедников позднего бхакти заметно влияние религиозно-этического, мистического учения суфизма, распространенного в странах средневекового Ближнего и Среднего Востока (в IX—XVIII ее.). Проповедником бхакти был и гуру (духовный учитель) Нанак (1469-1538)- основатель секты сикхов. Первоначально сикхизм выражал антифеодальную оппозицию зажиточных торговых слоев северо-западной Индии. Как и его предшественники, Нанак убеждал, что кастовые и расовые барьеры должны пасть перед именем бога, призывал к нравственному очищению, к слиянию индуизма и ислама. В учении гуру Нанака и других учителей сикхизма отрицалось значение священных книг индуизма и ислама для общения с богом и познания его воли. «Можно прочесть целые возы и караваны книг, — писал Нанак, — можно проводить в чтении их месяц за месяцем, год за годом, всю жизнь. Но все это — ложь и заблуждение»2. Истинная вера — не в соблюдении религиозных обрядов, разделяющих религии, а во внутренней чистоте и добродетели, доступных каждому человеку. Активная деятельность человека на пользу обществу есть подвиг, угодное богу добронравное дело. 1 Цит. по: Антоновн К. А. Очерки общественных отношений и политического строя Монгольской Индии времен Акбара (1542-1605). М., 1952. С. 163. 2 Цит. по: Ашрафян К. 3. Феодализм в Индии. С. 197.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes