На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 47

В религиозно-этической форме достаточно энергично выражен призыв к уважению любого человека. Таким образом, по мере своего развития учение бхакти приобретало все большие черты демократизма. Виднейшие религиозные реформаторы XV—XVIII ее. использовали это учение прежде всего с целью защиты принципа равенства. В конце XV в. с энергичной проповедью равенства выступал Рамананда (1400-1470). Он говорил: «Пусть ни один человек не спрашивает другого о его касте или секте. Кто бы ни поклонялся богу, принадлежит богу»1. Сподвижниками Рамананды были люди из самых разных слоев общества, но преимущественно из низших каст. В числе двенадцати непосредственных помощников и распространителей его учения известны брахман, цирюльник, кожевник, раджпут и даже женщина. Провозглашая равенство перед богом, он обращался к слушателям на народном языке (хинди), отвергал кастовую систему, поощрял совместные трапезы, принимая учеников независимо от касты и приобрел большую популярность в беднейших слоях населения. Его деятельность стала связующим звеном движения бхакти на севере и юге Индии. Религиозный реформатор из Бенгалии Чайтанья (1486-1533) страстное влечение души к богу выражал в возвышенно поэтической форме. Огромное воздействие на него оказали песни и поэмы, в которых воспевалась любовь Кришны к пастушке Радхе — сюжет, уже в VII—X ее. ставший излюбленным в санскритской эротической поэзии. Однако Чайтанья придал ему религиозно-этический смысл: пастушки-гопи, спешащие на призыв флейты Кришны — это души, стремящиеся к божеству. Широта кругозора Чайтаньи и его демократизм привлекли к нему много последователей: «....под руководством Чайтаньи возникло крупнейшее в период позднего средневековья в Индии массовое движение, охватившее даже самые низшие слои общества. Чайтанья говорил с народом единственным языком, который тот мог понять: все люди равны перед богом и молитвенными гимнами»2. 1 Чаттопадхьяя Д. История индийской философии. С. 121. 2 Там же.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes