|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 34
Наиболее распространенным в Северной и Центральной Индии был культ Вишну, в Декане и на юге —
Шивы. Несколько позже с юга на север начал распространяться культ Кришны. Именно религиозно-этическая
интерпретация ведических традиций в наибольшей степени определила характер этики индуизма, получившей
самое широкое распространение в качестве целой системы практических рекомендаций, опирающихся как на
авторитет Вед, так и на авторитет законов, отразивших многовековую традицию, вобравших в себя предписания
и буддизма, и ведан-тизма. В практикуемых нормах причудливо смешались обычай и его религиозно-этическое
и религиозно-философское осмысление.
В эпоху средневековья господство традиции и тенденции ко все более жесткой и дробной кодификации и
ри-туализации обыденной жизни определяют особенности функционирования норм, сформулированных в
древних источниках. Их общим основанием были сложившееся в древности и закрепленное Упанишадами и
Законами Ману предписание — следовать дхарме (закону) соответствующей варны — и взгляд на все
отправления жизни, на всю деятельность как на исполнение воли богов, как на жертвоприношение.
В средние века в укрепившемся индуизме опорой была дхарма, воспринимавшаяся как непререкаемый,
освященный традицией религиозный закон. На протяжении веков на древнем институте варн сказывались как
социально-экономические и политические процессы, так и процессы этнические, что привело в феодальной
Индии к необычайно сложной социальной структуре. Как правило, определенные религиозно-этические
предписания в источниках того времени касаются высших варн и привилегированных каст. Прежде всего они
обращены к брахманам, кшатриям и вайшьям. Предписания, обращенные к высшим варкам, предупреждали от
общения с низшими, утверждали, что это ведет к греху и требует специального очищения.
Варны брахманов и кшатриев традиционно занимали господствующее положение в обществе: «Само
рождение брахмана — вечное воплощение дхармы, ибо он рожден для дхармы.... Ведь брахман, рождаясь для
охранения со
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|