|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 28
(шуньяту1, татхату2) махаяна сделала «запредельной», выдвинув на первый план противостояние ада и рая и
надежду, что благодаря подвигу бодхисаттв путь в «лучезарную страну», к вседержителю и «богу богов» Будде
— Ами-табхе — не окажется слишком долгим. Это был типичный для складывающихся в период раннего
феодализма «мировых религий» способ иллюзорного «преодоления» жестокой действительности, приводящий к
примирению, к принятию этой действительности — к терпению и покорности масс верующих.
Оценивая усилия философов махаяны (и их противоречия, когда они пытались опираться на логику в
защите религиозных выводов), Ф. И. Щербатский подчеркивал: «Несмотря ни на что буддисты вынуждены
вопреки логике настаивать на жизненности их системы морали для того, чтобы спасти религию. Осуждена
должна быть логика, а не религия. У йогачаров осуждение логики является косвенным, у мадхьямиков оно
безоговорочное»3.
§2
ЭТИКА ИНДУИЗМА
Упадок буддизма исследователи объясняют совокупностью социально-экономических, политических,
идеологических и культурно-исторических причин. Утрата поддержки правителей могущественных империй,
подобных императорам эпохи Маурьев и Гуптов, и упадок городов резко сократили поток пожертвований и
привели к запустению мно-
1 Шунья, шуньята (санскр.) пустота. В философии шунья понималась как относительность или условность; являлась
фундаментальным понятием для всей махаяны и доминирующей темой для всей праджня-парамитской литературы. Термин появляется
уже в хинаяне, но концепция пустоты (шуньявада) получает полную разработку у Нагарджуны, сформулировавшего ее исходные
принципы как «троякую истину»: 1) все вещи пусты, так как не имеют субстанциональной реальности; 2) все они временны; 3) все
вещи представляют собой синтез пустоты и временности (Буддизм: Словарь. М., 1992. С. 278).
2 Татхата (санскр. букв, «таковость») — термин, используемый школой йогачара для обозначения подлинной и необусловленной
природы всех вещей, то есть абсолютной реальности; синоним термина «шунья» в философии мадхьямиков. Татхата — это то, что
содержится в каждой вещи, но что нельзя познать, определить и выразить (Буддизм: Словарь. М., 1992. С. 238).
3 Цит. по: Чаттопадхьяя Д. Живое и мертвое в индийской философии. С. 173.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|