|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 27
дальнего общества. Муж должен уважать жену, не изменять ей, предоставить ей полностью вести домашнее
хозяйство. Жене вменялось в обязанность добросовестно исполнять свой долг: быть приветливой, ласковой,
целомудренной, хозяйственной, умело и охотно «править домом».
С друзьями следовало быть щедрым, заботиться об их интересах, обращаться с ними как с равными,
выполнять обещания, а им предписывалось отвечать взаимностью и в случае беды стоять за друга, помогать в
трудностях, предупреждать опрометчивые поступки, оказывать почтение членам семьи.
Со слугами и наемными работниками хозяевам надлежало обращаться достойно, не взваливать на них
непосильные обязанности, хорошо кормить, платить «по справедливости», заботиться при болезни или в случае
нужды, освобождать от работы в праздники и давать вознаграждение «в период своего процветания». Работники
были обязаны вставать рано, ложиться поздно, прислуживая своему господину, удовлетворяться справедливой
оплатой, работать добросовестно и заботиться о добром имени хозяина1.
Приведенные примеры показывают, что в предписаниях к мирянам буддийские проповедники обращались к
тем практическим нормам, которые сложились в обычае сельской общины и патриархальной семьи.
Очевидно, что «оптимизм» махаяны по сути не менее пессимистичен, чем откровенный пессимизм этики
раннего буддизма и хинаяны. И в том и в другом предлагается примириться с тем, что земное существование —
целиком или преимущественно — является цепью страданий. Единственный путь избавления от страданий —
освобождение, т.е. достижение нирваны. Религиозная этика махаяны предложила лишенным философской
образованности мирянам более простой путь, обращенный в большей степени к религиозному чувству, к
освобождению через веру в премудрость и милосердие Будды и в подвижническое сострадание бодхисаттв.
Далекую, постижимую лишь через сложные философские спекуляции нирвану
1 Там же. С. 309.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|