|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 25
решился достичь высшей мудрости ради всего живущего, чтобы спасти мир»1.
Бодхисаттва берет на себя миссию спасения, а человеку остаются вера в премудрость и любовь Будды,
предписание совершать все необходимые обряды и соблюдать определенные правила.
Религиозно-мистическое представление о небесном Будде — Амитабхе, пребывающем в махаянском раю —
Сукха-вати в состоянии вечного и бесконечного блаженства в окружении праведников, вновь рождающихся из
лепестков лотоса, распространяющем неизмеримое сияние и правящем через бодхисаттв, весьма напоминало
идеализированное представление о справедливом и добром монархе. Среди многочисленных воплощений
Будды особая роль отводилась Авалокитешваре, олицетворяющему сострадание (рука его помощи достигает
грешника даже в самом глубоком и мучительном из махаянских чистилищ — в Авичи). Роль наставника играл
Манджушри, изображавшийся с мечом, дабы разить ложь и заблуждения, и книгой «Праджня парамита»
(«книгой запредельной мудрости»). Бодхисаттва Ваджра-пани, враг зла и греха, вооружен стрелою грома
(«ваджра»). Особо почитался будущий Будда — Майтрейя.
Обращенные к земному существованию принципы и нормы морали махаяны заметно смягчали суровость
требований хйнаянской морали и, не делая особых различий между монахами и мирянами, должны были
сблизить тех и других, обеспечить более широкое распространение буддизма как религиозно-этического учения.
Проповедь безразличия к земным благам, столь характерная для феодального общества, равно как и проповедь
любви и следования примеру избавителя-бодхисаттвы, оказывались способом принятия действительности, как
она есть, примирения с ней и безропотного подчинения властям.
Пять заповедей касались широкого круга межчеловеческих отношений. Согласно первой, ахимсе, т.е.
«воздержанию от причинения вреда живому», буддист-мирянин не может избрать профессию охотника или
мясника. Хотя
1 Цит. по: БэшемА. Чудо, которым была Индия. С. 298. А. Бошем, подчеркивая близость буддийского Спасителя, Бодхисаттвы, образу
Христа, допускает возможность влияния христианства на махаянский культ.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|