|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 12
или государственные чиновники (Китай). Светские авторы, как правило, сосредоточивают внимание на
практических рекомендациях или этико-политических проблемах (например, Кекавмен, Владимир Мономах), не
вступая в прямую полемику об источнике морали, характере добродетелей, свободе воли с официальной,
религиозно-этической позицией. Напротив, немногочисленные философы по профессии, «ученые книжники»,
врачи, подобные великим арабоязычным мыслителям (аль-Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд) или мыслителям-
критикам ортодоксального конфуцианства и философам в Византии (Михаил Пселл, Иоанн Итал),
антитринитариям и теоретикам нестяжательства в Московской Руси (Федор Курицын, Феодосии Косой), вели
полемику по коренным проблемам этики, «отвоевывая» у религиозных ортодоксов право на отличие
философско-этического исследования от религиозно-этического и даже утверждая превосходство философского
познания человека и его отношений с обществом и миром перед религиозным (Ибн Сина, Ибн Рушд, Ибн
Халдун).
Наиболее радикальные, нередко острокритические суждения о ложности и ханжестве религиозной
моральной проповеди содержатся в литературе и фольклоре средневековья. Вследствие этого при изучении
этики средневековья невозможно ограничиться этико-богословскими и этико-философскими трактатами и
оставить без внимания ту сферу практической морали, которая, не получив в эпоху средневековья
теоретического, научного осмысления, послужила основанием для возникновения не только новых идей, но и
новых направлений в этической мысли эпохи Возрождения.
«История этики средних веков» является продолжением книги «История этики Древнего мира» и сохраняет
общие методологические принципы подхода к изложению, анализу и оценке исторического развития знаний о
морали, ее истоках и основных категориях, месте и роли морали в жизни общества.
Необходимо было, не игнорируя своеобразия развития этических взглядов на Востоке и Западе, показать
сходные черты этих учений, обусловленные их общим социально-экономическим фундаментом —
феодализмом.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|