На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 11

ственного совершенствования, «учительный» характер религиозной проповеди — вопреки намерениям пастырей — предоставляли пищу для размышлений и сравнений. Медленное, противоречивое развитие индивидуального морального сознания не только у представителей господствующих сословий, но и в среде угнетенных — один из существенных показателей нравственного прогресса в эпоху феодализма. Границы этого развития определялись жесткой социальной структурой феодального общества. Специфика конкретной социальной группы получала выражение и закрепление в практических правилах и наставлениях. В одних случаях они четко фиксировались (например, в уставах ремесленных цехов или кодексе рыцарской чести), в других — закреплялись в обычае (в крестьянской морали). Постоянно подчеркивалось, что каждый человек занимает в социальной структуре «подобающее ему место», и любое изменение этого места рассматривалось идеологами господствующих сословий как нарушение незыблемого, богом установленного порядка. Неизменность социального статуса — типичная черта развитого феодального общества, накладывавшая свой отпечаток на уровень и характер притязаний и нравственных оценок личности. Религия, с одной стороны, освящала и подчеркивала незыблемость этого, «от бога данного порядка», с другой — была связью, охватывающей всех членов общества, выражала «иллюзорную коллективность»1 феодального общества. Своеобразие усвоения и переосмысления моральных норм прошлого, различия в характере перехода от одной системы морали к другой в различных исторически сложившихся регионах, многообразие и противоречивость практических нравственных отношений отражены в этических учениях феодального общества лишь частично. Создателями этих концепций, как лежащих в русле религиозной ортодоксии, так и оппозиционных, были представители господствующих сословий, те, кому оказывалось доступно образование. Поэтому естественно, что в большинстве случаев это — представители жречества или духовенства (Индия, Ближний и Средний Восток, Византия, Киевская и Московская Русь, Западная Европа) 1 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 75.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes