|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
В.Г. ИВАНОВ
История этики средних веков
стр. 7
ма, как для буддизма махаяны, так и для учения веданти-стов. В средневековом Китае необходимость
подчинения императору как сыну Неба, получает основание в непреложном законе Неба, все больше
подчеркивается сакральный характер власти императора.
Слова Ф. Энгельса «Мировоззрение средних веков было по преимуществу теологическим»1 справедливы
для эпохи феодализма на Западе и Востоке. Господство духовенства в духовной жизни общества проявлялось
наиболее непосредственно: в сфере морали ученые-теологи создавали этические концепции, предавали
проклятию любое отступление от религиозно-ортодоксальных положений. Церковь была выражением
«наиболее общего синтеза и наиболее общей санкции существующего феодального строя»2. Эти слова Ф.
Энгельса, сказанные о средневековой Европе, справедливы по отношению к странам арабского Востока, к
Византии и феодальной Руси. Даже в феодальном Китае, где неоконфуцианство было господствующей
идеологией, в эпоху развитого феодализма все более явственно выступала роль религиозной санкции политики
и морали.
Новой важной особенностью религиозно-этических концепций средневековья является их всеобщий
абстрактный характер, обращенность «ко всем уверовавшим» и к язычникам, «еще заблудшим, но могущим
прийти к истинной вере». Уравнивание в вере создавало иллюзию равной моральной ответственности перед
божеством, равного подчинения «высшей власти». «Христианство знало только одно равенство для всех людей,
а именно — равенство первородного греха, что вполне соответствовало его характеру религии рабов и
угнетенных.... Очень скоро установление противоположности между священником и мирянином положило
конец и этому зачатку христианского равенства»3. Единственный источник и критерий вечной неизменной
морали — воля единого бога. Монотеизм, в наибольшей степени соответствующий феодальной иерархии
политической власти, утверждается в эпоху раннего средневековья.
МарксК, Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21. С. 495.
2 Там же. Т. 7. С. 361.
3 Там же. Т. 20. С. 105.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|