|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЛЕКСИКОН
стр. 1295
Розе» заканчивается жалобой влюбленного по поводу его несчастной судьбы.
Если Гийом де Лоррис опирался в основном на мотивы движения (хотя и в
написанной им части можно обнаружить элементы сражения), то в части, созданной
Жаном де Моном, преобладают мотивы битвы, включая и словесные битвы между
персонажами. На событийном уровне вторая часть поэмы продолжает первую,
Кретьен де Труа
75
однако существенно отличается от нее по объему (Гийом написал 4 тысячи
стихов, Жан де Мен — 18 тысяч) и по направленности: на смену прославлению
куртуазной любви приходят рассуждения по многим злободневным вопросам,
выдержанные в духе идеологии городского сословия.
У Жана де Мена появляются новые персонажи: Лицемерие, Разум, Природа.
Особо важную роль играет образ дамы Природы, который Жан де Мен заимствовал
из латинской поэмы Алана Лилльского «Плач Природы» (XII в.). В обоих
произведениях Природа предстает как могущественная сила, подвластная только
Богу, как его великая помощница, ответственная за продолжение жизни на Земле. В
своей кузнице она вечно кует формы, благодаря которым не исчезают виды всех
живых существ.
Именно в уста Природы Жан де Мен вложил знаменитые слова: «Все
благородство — в поведенье, / А знатное происхождение / Не стоит ровно ничего».
Это рассуждение об истинном благородстве противоречило средневековым взглядам,
оно предвосхищало идеи ренессансных гуманистов и свидетельствовало о том, что в
недрах городской литературы постепенно вызревали новые идеи и воззрения.
Благодаря новым и радикальным для того времени мнениям по поводу многих
волновавших общество вопросов Жан де Мен позднее заслужил прозвище «Вольтер
Сред невековья».
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|