|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЛЕКСИКОН
стр. 1203
Церковь Богоматери в Скипу (Греция). 873—874 гг. Крестовокупольный
храм, имеющий в плане форму креста
Христос, Богоматерь с младенцем, архангелы, апостолы, евангелисты и
святители. Мозаика собора в Монреале (город на Сицилии). 1180—1194 гг.
нерукотворное™. Этому, в частности, весьма способствовала так называемая
плавь — оси-бое слитное письмо с тонкими и прозрачными мазками, положенными
так, что они, скользя относительно друг друга, были неразличимы глазом. Именно
так написана знаменитая византийская икона Владимирской Богоматери (см. том
«XIV—XVI века», кн. 1-я, с. 185).
Более свободной с точки зрения канона, но не менее совершенной и часто
поэтому тоже
кажущейся чудесной, была византийская рукописная книга. Ее формат
определял масштаб письма, характер заставок, количество, стилистику миниатюр.
«Подвешенные» к прочерченным линейкам буквы (а не расположенные на них, как
это делают обычно) напоминали о «подвешенной» архитектуре храма и о космосе,
удерживаемом Божественной десницей. Округлость, законченность очертаний,
нераздельность букв знаменитого византийского «жемчужного» шрифта, казалось,
несла в себе намеки на сферическую завершенность космоса, на циклическую
(повторяющуюся) греческую концепцию времени.
Эмалевые цветы в орнаментальных заставках и концовках, исполненные
сияющими драгоценными красками и золотом, совершенством своих абрисов,
символикой избранных тонов воссоздавали перед читателем книги образ рая,
которого в идеале должен достичь человек, благодаря книжному духовному
просвещению.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|