|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЛЕКСИКОН
стр. 1152
было много разного оружия, а изнутри сияла светлая заря. Внутри, в пещере сидел
муж, находящийся в последней нищете, перед ним на высоком камне стоял некто
красивый и высокий и угощал его вином из чаши. И царь, призвав к себе друзей и
советников, сказал им: «О чудо, друзья мои! Видите, как в бедной и потаенной этой
жизни веселятся честнее, чем в нашей державе, и светлее внешнего сияет
внутреннее!»
Толкование же Кирилла таково: город есть человеческое тело. Люди в нем —
чувственные органы: слух, зрение, обоняние, осязание. Царь — ум, управляющий
всем телом. Советники и друзья царские — житейские мысли. Оружием Кирилл,
вслед за апостолами, называет пост, молитву, воздержание, не многие люди
пользуются этим оружием.
Тревога и волнения в городе — это напасть, нечаянная для человека: потоп,
мор, болезнь, и тогда мысли житейские отступают и страх вселяется в человека.
Гора же — монастырь, полный оружия духовного против дьявола и напастей,
пещера глубокая — церковь монастырская, а муж внутри — все монашество.
Обличено оно в худое рубище, и украшения всякие отвергает своим уставом. Перед
иноками — высокий человек — Христос, Сын Божий, потому и высок, стоит на
твердом камне веры и подает всем святое причастие — кровь и плоть свою. Вот она
жизнь монашеская — бедная, потаенная, внутренние добродетели иноков сияют
сильнее мирской власти, и пред ними склоняют головы мирские владыки.
В молитвах, которых до нас дошло около тридцати, речи писателя становятся еще
более естественными, простыми и понятными. Тот же Е. Е. Голубинский замечает,
что молитвы Кирилла — явление замечательное, подлинный шедевр ораторского
искусства, подобный лучшим греческим образцам. Во многих рукописных сборниках
молитвы Кирилла Туровского расположены по порядку дней
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|