|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЛЕКСИКОН
стр. 1020
качества: она дышит непосредственным одухотворенным чувством, но в то же время
остается по-ба-ховски возвышенной. Оркестр у Танеева выступает словно некий
второй хор без слов — его партия напоминает сдержанные и суровые древнерусские
церковные песнопения.
Главное, что найдено в кантате Танеева,— это редчайший диалог
романтической лирики и аскетических древних напевов, личного и соборного (текст
от первого лица распевается хором, и в этом есть своя художественная правда и
красота). Как известно, во времена Иоанна Дамаскина поэт был и так называемым
молодом, то есть певцом, исполняющим нараспев свои стихи. Впоследствии
неразрывная связь поэтического слова и пения была прервана. Танеев
восстанавливает ее, и слово преображается музыкой, вскрывающей его глубинный
смысл. Танеевская интерпретация мысли
ИШТВАН I СВЯТОЙ (975/980-1038) Первый король Венгрии
Создатель венгерского христианского государства, вошедший в историю как
Иштван Святой, родился язычником. Более того, хотя к концу Хв. венгры уже около
ста лет владели «новой родиной» — землями в Карпатско-Дунайском бассейне,
оставался открытым вопрос, выживут ли они, еще полукочевники, в соседстве с
сильными феодальными государствами или повторят судьбу гуннов, аваров и других
некогда могущественных народов. И только благодаря беспримерной деятельности
первого венгерского короля Иштвана Святого Венгрия как государство утвердилась в
христианской Европе.
Иоанна Дамаскина в поэтической передаче Толстого производит совершенно
особенное впечатление, рождая поразительный смысловой контрапункт: в музыке
Танеева умолкнувший голос — поет, взор закрывшихся глаз — горит; музыка
убеждает, что за полным телесным онемением скрывается необъяснимым образом
сохраняющаяся духовная сила, неразрушимая богоподобная душа, которой не дает
умереть переполняющая
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|