|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЛЕКСИКОН
стр. 1012
пользовалось особой популярностью как в Средние века, так и в Новое время, и
потому о нем нельзя не упомянуть. Согласно житиям Иоанна, он не остался в
стороне от споров об иконопочитании, начало которым положило официальное
провозглашение византийским императором Львом III Исавром (716741) учения,
отвергавшего почитание священных изображений и ни тайного православными
богословами люки иконоборчеством. Именно в ответ на этот указ от 726 г., по
просьбе патриарха Иоанна Иерусалимского Дамаскин составляет свое первое «Слово
против отвергающих святые иконы». Спустя несколько лет, когда позиция
императорской власти еще более ужесточилась (речь не шла уже о простом запрете
поклонения иконам: теперь иконы повелевалось удалять из церквей и частных домов
и даже уничтожать), Иоанн пишет второе и третье «Слово» в защиту
иконопочитания. Житийное предание повествует о том, как по наущению
императора Льва, недовольного апологетическими трудами Иоанна, последний был
оклеветан перед самим халифом, и тот, разгневавшись, не только лишил Иоанна его
высокого сана, но и приказал отсечь ему правую руку.
Однако святой был исцелен Богородицей после горячей молитвы перед ее
иконой. Предание гласит, что Иоанн в благодарность за чудесное исцеление
привесил к этой иконе серебряное изображение кисти руки, и оттого образ стал
именоваться «Троеручицей». Считается, что эта икона, долгое время хранившаяся в
Лавре Св. Саввы Освященного в Палестине, в XIII в. была привезена оттуда св. Саввой
Сербским в афонский монастырь Хиландарь, где ее можно увидеть и теперь. Так или
иначе, жития указывают именно на противостояние византийскому иконоборчеству
как на переломный момент в биографии Дамаскина, относя его уход в монастырь
примерно к 730 г.
В Иерусалиме Иоанн становится другом патриарха Иоанна V (706-735),
который рукополагает его во священники. По мнению историков, произошло это не
позднее 726 г., поскольку в этом году Дамаскин, как указывалось
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|