|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЛЕКСИКОН
стр. 978
блистательных «Слова», два полюса литературы Киево-Новгородской Руси — это
прославленные «Слово о Законе и Благодати» и «Слово о полку Игореве»: г;ер-вое —
богословское, второе — светское, одно — авторское, другое — безымянное, но оба
поражают высокой духовной зрелостью и изощренностью мастерства.
«Слово о Законе и Благодати» — первое на Руси оригинальное произведение,
сохранившее имя своего автора,— Иларион (позднее митрополит). Это имя
получено им при пострижении в монахи, первоначальное светское имя неизвестно.
Современная Илариону летопись характеризует его так: «пресвитер, именем Ларион,
муж благ, книжек и постник». Его приблизил к себе
великий князь Ярослав Мудрый, поставив священником в дворцовой церкви в
своей резиденции в Берестове под Киевом. В 1051 г. Иларион, по происхождению
«русин», был возведен при содействии Ярослава в сан киевского митрополита и стал,
таким образом, первым из Русской земли митрополитом, до него митрополитами
назначались греки, которых присылали на Русь из Византии. О деятельности
Илариона в качестве митрополита известно, что он освятил церковь Св. Георгия,
построенную Ярославом в честь своего небесного патрона, и что князь обсуждал с ним
церковные законы. О дальнейшей жизни Илариона заслуживающие доверия
источники молчат. В 1055 г. в Киеве был уже другой митрополит — грек Ефрем.
Добавить дополнительные штрихи к скудным
568
летописным сведениям позволяют сочинения Илариона. Они воссоздают
образ богословски образованного ритора, виртуозно владеющего наукой
красноречия. Такие знания в то время нигде, кроме как в Византии, Иларион
получить не мог. По-видимому, он владел греческим языком, среди цитируемых им
памятников есть византийские, неизвестные тогда в славян
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|