|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЛЕКСИКОН
стр. 942
Игорь-князь во злат стремень вступает, В чистое он поле выезжает. Солнце
тьмою путь ему закрыло, Ночь грозою птиц перебудила, Свист зверей несется, полон
гнева, Кличет Див|5 над ним с вершины древа, Кличет Див, как половец в дозоре, За
Сулу, за Сурож16, на Поморье,
п 18
Корсуню и всей округе ханской, И тебе, болван тмутороканский!
И бегут, заслышав о набеге, Половцы сквозь степи и яруги", И скрипят их
старые телеги, Голосят, как лебеди в испуге. Игорь к Дону движется с полками. А беда
несется вслед за ним: Птицы, поднимаясь над дубами, Реют с криком жалобным своим,
По оврагам волки завывают, Крик орлов доносится из мглы — Знать, на кости русские
скликают Зверя кровожадные орлы; На щиты червленые20 лисица Дико брешет в
сумраке ночном....
древнеанглийской поэзии («Беовульф», «Плач жены»), где предутренняя пора
ассоциировалась с холодом, печалью и одиночеством. Пленительный образ
Ярославны вошел в культуру и в наше сознание как образ русской женщины, как
символ преданности, женственности, любви. Реальная Ярославна была знатнейшее
по общеевропейским меркам матроной, среди ее предков — и византийский
император Константин IX Мономах, и короли: венгерские Кальман Книжник и Бела
1, шведский Олав I, англосаксонский Гаральд II, и немецкие аристократы. Среди же
ближайших родственников стоит упомянуть ее деда Юрия Долгорукого и его жену,
дочь хана Аепы. Ярославна явно превосходила своего мужа родовитостью, но, так же
как и у Игоря, бабка ее была знатной половчанкой. Плач исторической Ярославны
был, несомненно, связан с христианской молитвой, а не с языческими заклинаниями.
Игорь Святославич 549
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|