|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЛЕКСИКОН
стр. 806
то ни было увязок с Вишну.
В иконографии Вишну, известный под множеством разнообразных имен
(Нарая-на, Джаганнатх, Шриранга и проч.), окрашивается в темно-синий или черный
цвет и изображается в вертикальном положении или возлежащим на мировом змее
Шеше. Он носит ослепительно желтые одежды и держит в четырех руках предметы,
по которым его можно узнать,— боевой диск, раковину, палицу и цветок лотоса. Как
и все индусские небожители, Вишну обладает персональным средством
передвижения — мифической птицей Гарудой.
Супруга Вишну — Лакшми — появилась на земле в результате пахтания
мирового океана, осуществленного совместными усилиями богов и демонов ради
добычи напитка бессмертия. В кажтую из аватар Вишну она возрождается в новом
облике и вновь занимает место его жены; в иконографии она либо восседает рядом с
супругом на Гаруде, либо занимает место у его ног. Одновременно золотоликой
Лакшми, изображаемой на цветке лотоса, поклоняются самостоятельно как богине,
обеспечивающей материальное процветание.
Шива. В отличие от Вишну, мифология Шивы не закреплена в виде
эпохальных Полотен, но инкрустирована в те же «Махабхарату» и «Рамаяну» и в
изобилии рассыпана по средневековым собраниям ле-, генд и мифов. Многие из них
рассказыва-tor, как посреди вод первозданного океана
На
свернувшемся клубком змее Шеше возлежал Вишну. Из его пупка вырос чудесный
лотос, а из него появился Брахма. Вишну и Брахма заспорили, кто из них сотворил
вселенную, и в это время рядом воз-огромный столп света. Чтобы узнать,
где его начало, а где конец, Вишну обратился в вепря и устремился вниз, а
Брахма—в лебедя и взлетел ввысь. Через тысячу лет оба, потерпев неудачу,
встретились вновь, и тогда перед ними явился Шива, объяснив, что
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|