|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЛЕКСИКОН
стр. 802
Кровавая битва на Курукшетре
Прекрасная Драупади с пятью мужами — Пандавами
«Божественная песнь», или «Гита», входит в состав VI книги «Махабхараты», но
уже давно воспринимается как самостоятельный текст, обладающий наивысшим
сакральным смыслом. Этот философский трактат из 18 глав, по мнению большинства
ученых, был включен в эпос на самом последнем этапе его редактирования — в V—VI
ее. «Гита» продолжает утверждать дхарму в качестве основного жизненного закона и
закрепляет концепцию аватар — земных воплощений божества, спасающего землю в
каждую из четырех эпох (юг), на которые пленится циклическое время. Так, Кришна
объясняет:
Всякий раз, когда в этом мире наступает дхармы упадок,
«Махабхарата» наряду с другой древнеиндийской поэмой — «Рамаяной»
признается в Индии священной книгой индуизма: сохраняя занимательность сюжета,
обе эпопеи содержат сплав мифологической информации, религиозной этики и
дидактики. В развитии действия в обоих сказаниях огромную роль играют боги,
которые создают или разрешают сюжетные комбинации и конфликты. На место
прежнего пантеона, известного по еще более древним памятникам индийской
культуры — ведам, приходит новая триада: Брахма —бог-со-ЗДатель, Вишну — бог-
хранитель и Шива — бог-разрушитель. В индуизме традиционно выделяют три
направления — вишнуизм, Шиваизм и шактизм — преимущественное поклонение
богам.
Брахма. Брахма фигурирует в ведах, но только в эпосе он уверенно
провозглашается богом-создателем всего, что наличествует во вселенной, в том числе
богов, людей и прочих тварей. В «Махабхарате»
467
когда нагло порок торжествует, Я себя порождаю, Арджуна. (IV-7)
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|