|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЛЕКСИКОН
стр. 781
непрерывной — начиная с XIII в. и по настоящее время — активности последователей
традиции варкари, слава Виттхала перешагнула границы региона и
распространилась по всей Индии.
Хотя в Махараштре Днянешвар официально признан основоположником
процветающего поныне поклонения пандхарпурскому богу, ни в «Днянешвари», ни в
«Нектаре познания», ни в «Шестидесяти пяти строфах Чангдеву» имя Виттхала не
упоминается. Легенды также умалчивают о создании Днянешваром абхангов
(гимнов), в которых описывается йогические мистический опыт в духе традиции
натхов или восторженно прославляются Виттхал и Пандхарпур, о посещении
которых Днянешваром достоверных сведений нет. Тем не менее именно абханги во
славу Виттхала и Пандхарпура, превозносящие красоту первого и величие второго,
используются в качестве звукового оформления ежегодного паломничества в
священный город.
Почти все абханги остаются непонятыми слушателями или читателями, не
знакомыми с символикой традиции варкари. Наблюдателям со стороны также не
удастся понять, почему грубо вытесанная из черного камня скульптура Виттхала из
панд-харпурского храма считается непревзойденным идеалом красоты.
Иконография Виттхала отражает редкое в индуизме явление: темнокожий
коренастый бог невысокого роста (около 1 м 30 см) встречает своих адептов, стоя на
выпрямленных ногах с параллельно расположенными стопами, покоящимися на
прямоугольной основе (кирпиче); его фигура лишена «троичного излома»,
характерного для классических изваяний, когда тело последовательно изгибается в
трех направлениях. Руки скульптуры уперты в бока, а голова увенчана убором
цилиндрической формы, который воспринимается как шива-лингам — фаллическая
эмблема бога Шивы. Эти приметы — наряду с серьгами рыбообразной формы,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|