|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЛЕКСИКОН
стр. 709
Перевод Н. Гребнев
Но, чтобы возвыситься до Бога, человек должен освободить себя от всеп
греховного и порочного, добиться со вершенства и чистоты в своих помыв лах и
деяниях, переживаниях и чувствах. Путь человека к совершенству лежит через
безжалостное самобичевани и саморазоблачение. Стремление при писать себе все
грехи, осудить за act пороки, которые он видел в жизни не знает у Нарекаци границ.
Он объявляет себя величайшим из грешников, которых когда-либо знало
человечество. Столь беспощадное обличение пороков вызвано желанием создать
образ человека чистого, свободного of недостатков, сомнений и противоречий. Поэма
заканчивается рассуждениями о возможности спасения, о высшем предназначении
человека — сравняться с Богом — мечта дерзновенная для того времени.
Григор Нарекаци принимает Бога, но не принимает мир, Богом созданный, и
прежде всего не приемлет себя как средоточие этого неправедного 'мира. При этом
трагедия для него не в том. что человек по природе своей ничтожен, а в том, что дела
его ничтожны, сам же человек — «разумная земля, живое дерево», и поэтому он
должен плодоносить, иначе нет ему прощения.
Ценность поэмы обусловлена не только чрезвычайной глубиной ее
содержания — проникновением в духовный мир человека, но и многообразием и
богатством ее поэтики.
Как всякий великий поэт, Нарекаци сознавал художественную силу своего
творения и поэтому имел все основания сказать о себе: «И хотя я приму свой конец
как смертный, этой книгой я останусь жить в веках». Это пророчество сбылось!
Григорий Великий
ГРИГОРИЙ ВЕЛИКИЙ
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|