|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЛЕКСИКОН
стр. 665
«Пролог к антифонарию».
В начале он сетует на то, что певцы тратят массу времени на выучивание
песнопений с учителем (т.е. с голоса учителя), и на то, что без учителя они вообще не
могут выучить ни один антифон — «пусть они даже упражняются денно и нощно
хоть сто лет». В результате, как он пишет, «многие клирики и монахи с небрежением
относятся к псалмам, священным чтениям.... и прочим делам благочестия, тогда как
науку пения, которой они никак не могут овладеть, долбят тяжким и тупым трудом».
Далее Гвидо жалуется на множество расплодившихся антифонариев, «раз-
ногласных» между собой («сколько учителей в отдельных церквях, столько и
антифонариев», сетует Гвидо), и на то, что «пение одного псица едва ли согласуется с
пением другого. Гп.чь то ученика с учителем или ученика со своими соучениками». И
noi. чтобы исправить это незавидное положение, Гвидо и предложил по-новому
«невми-рованный» антифонарий, т.е. новую систему нотации, с помощью которой
ученики могли бы разучивать новые хоралы самостоятельно, прямо «с нот».
Это и есть линейная система (лестница), на которую «сажаются» старые невмы
таким образом, что линиям и промежуткам в знак их точного высотного значения
предпосылаются определенные буквы звукоряда, или же сами линии окрашиваются
в определенный цвет в знак этих букв. Гвидо, по его словам, использует два цвета:
желтый — для линии С и красный — для линии F. Причиной выбора именно этих
высот в качестве точек отсчета традиционно считается то, что ниже их находятся
полутоны, местоположение
Гейзерах
которых всегда составляло трудность для певцов при чтении невм.
Как буквенные обозначения в начале нотных линеек, так и окрашенные линии
(своего рода музыкальный светофор!), порознь или в сочетании,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|