|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЛЕКСИКОН
стр. 660
звуков (ут, ре, ми, фа, соль, ля), совпадающая с современной до-мажорной гаммой,
только без последнего звука (си).
Метолом акростиха Гвидо вычленил эти начальные слоги из текста (просьба
певцов к св. Иоанну дать им вдохновение и здоровье голосового аппарата, избавить от
греховных помышлений), закрепив их за данными высотами. Отныне ноты стали
именоваться так, как мы называем их сегодня. Иногда задают вопрос, почему в гамме
Гвидо нет седьмой ступени, ведь было известно семь звуков, которые тогда
обозначались первыми семью буквами латинского алфавита (а Ь с d e f g). На это
иногда отвечают, что седьмой ступени Гвидо не мог допустить, потому что сольмизаци-
онный ряд не предполагал так называемого интервала тритона (увеличенная кварта)
этого diabolus in musica. «Вся система гексахордов, в сущности говоря, была изобретена
для борьбы с "диаволом" в музыке» (Е. Браудо, 1922 г.).
И когда позднее (в конце XVI в.) для упрощения техники сольфеджирования был
добавлен слог «си» для седьмой ступени, который «слепили» из начальных букв
последней, седьмой строки гимна, не использованной Гвидо (Sancte Johannes), то это
было воспринято как нечто естественное и органичное, в духе Гвидоновых традиций
(гимн как бы «завершился»). Слог «ут», как не очень удобный для пения, впоследствии
был заменен на «до».
382
Гвидо Аретйнскии J
А J '" »! J J
f"*uer IHesus proficiebat etateet sa-pi-enti-a apuddeum et Komines
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|