|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЛЕКСИКОН
стр. 601
воображаемую постановку (как бы для «искусства будущего») и способствовала
углубленной разработке собственной концепции «музыкальной драмы», которую он
изложил в своих теоретических трудах. Музыкально-драматические идеи привели
Вагнера к созданию так называемой системы лейтмотивов (ведущих мотивов) —
открытию, которое впоследствии было воспринято многими композиторами второй
половины XIX — начала XX в. Ее суть — в целенаправленном симфоническом
развитии повторяющихся музыкальных тем (лейтмотивов), которые являются
музыкальными символами определенных героев или идей и которые,
изменяясь и взаимодействуя, раскрывают глубинный смысл произведения, Оркестр
все время дает словно бы «комментарий» к театральному действию. П. И.
Чайковский, специально приехавший в 1876 г. в немецкий городок Байреит на
премьеру вагнеровской тетралогии, отметил, что мелодическая красота и
индивидуальность вокальных партий тускнеют при сравнении с этим превосходным
симфоническим «комментарием». Появление любого героя на сцене, как правило,
каждый раз сопровождается проведением в оркестре его «персональной темы» —
лейтмотива. Развертывание такой темы имеет лишь относительно завершенный
характер и чаще всего переходит в другую тему; это рождает так называемую
«бесконечную мелодию» вагнеровской музыки. Но есть в операх «Кольца» и
законченные симфонические пьесы, которые стали излюбленными концертными
номерами: «Полет валькирий», «Сцена прощания Волана и Брунгильды», «Шелест
леса», «Траурный марш».
В центре мира героев тетралогии —лучезарный образ Зигфрида. Это человек,
находящийся в полной гармонии с природой и понимающий ее язык; он не знает
страха перед судьбой и потому одерживает победу в поединке с самим Воланом, но,
как и другие действующие лица драмы, становится жертвой проклятия кольца —
символа власти. Для Вагнера это был образ героя, который «готов погибнуть, чтобы
собственной гибелью
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|