|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЛЕКСИКОН
стр. 440
«Pax sancti Wacezlai in manus duci Vadizlaus» («Мир святого Вацлава руках князя
Владислава») — гласит над пись на печати князя Владислава I (11461148), которая
позже в письменном виде была вопроизведена н; печати того же правителя, ставшей
уже королем. Эту формулу можно считать наиболее точным выражение* функций
вацлавского культа в ТОА виде, как они сформировались в се редине XII в. Эти
функции были обув ловлены системой представлений, сложившихся вокруг фигуры
святого * отраженных в многочисленных памятниках самого разного типа, прежде
всего в исторических сочинениях и в иконографии. Вацлав выступает как главг
«сообщества чехов» — «семьи святого Вацлава». Исторические сочинения
258
XII в. — «Чешская хроника» первого чешского историка Козьмы Пражского
(см. ниже) и труды последующих хронистов, так называемых «продолжателей
Козьмы» — содержат многочисленные указания на восприятие Вацлава как патрона
земли и династии, защитника чехов перед лицом внешней угрозы и гаранта
внутренней стабильности, уберегающего свою землю от опасностей и конфликтов.
Идея национальной независимости нашла свое первоначальное воплощение в
расцвете культов местных святых, в кругу которых первое место принадлежало
Вацлаву. В эволюции вацлав-ского культа ученые находят прямые параллели с
общеевропейскими процессами этого же периода, связанными с возникновением
новых представлений о функциях святых и развитием политического сознания. Эти
параллели в первую очередь вводят культ чешского князя в контекст развития
королевских и политических культов латинской Европы в XII в.
Козьма Пражский — чешский Геродот
Великий чешский историк Франтишек Палацкий (XIX в.) назвал
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|