|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЛЕКСИКОН
стр. 437
ство германских земель (см. «Дети и внуки Карла Великого» на с. 1-626) и начиналась
эволюция в оттонов-ской системе политического господства (см. «Оттон I»),
происходили венгерские вторжения, появлялись новые политические силы в
западнославянском мире. Общество, в котором зарождался культ, было знакомо с
христианством и миссионерской деятельностью, однако его религиозное
преобразование носило точечный, не систематический характер. Поддержка
духовенства исходила главным образом со стороны княжеской династии, во всяком
случае житийная традиция приписывает предкам Вацлава и самому убитому князю
основание ряда храмов, располагавшихся, видимо, на княжеских дворах. Сложно
сказать, насколько последовательными приверженцами новой веры были первые
Пржемыс-ловцы, однако с большой уверенностью можно предположить, что их
окружение и значительная часть населения были лишены признаков даже внешней
христианизации.
Скудность достоверных свидетельств о реальном князе контрастирует с
яркостью представления его образа в агиографии и чешской средневековой
историографической традиции. Вацлавские жития составляют обширный цикл, а
отдельные произведения создавались на протяжении всего Средневековья. Хотя
житийный образ святого менялся с течением времени, отражая общие тенденции
эволюции средневековых представлений о святости, религиозных и социальных
моделей, можно выделить ряд общих мотивов вацлавской традиции. Вацлав
представлен как образцовый христианин, приверженный тсамым жестким
нормам аскезы. Образ «монаха на троне» возник в самых ранних житиях (последняя
треть X в.) и более или менее последовательно воспроизводился последующими
текстами. Вместе с тем, Вацлав представлен и как идеальный христианский
правитель, заботящийся о религиозном развитии своей страны, осуществлении
правосудия, защите народа и земли от внешней угрозы. Изображение Вацлава как
идеального правителя и воина,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|