|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЛЕКСИКОН
стр. 388
соответствующие чисто теоретическому (можно сказать, математическому) понятию
музыки. Но прежде чем Боэций приступает к рассмотрению этой сущности второго
главного предмета своего квадривиума, он напоминает нам точку зрения Платона,
согласно которой музыка, в отличие от других «математических наук», имеющих лишь
чисто теоретическую ценность, обладает также и моральной ценностью. Он выделяет
три вида музыки, в которых мы находим выражение числовых соотношений: музыка
вселенной (musica mundana, где каждой небесной сфере соответствует свой
музыкальный лад), музыка человеческой природы (musica humana, которая выражает
гармонию между телесной и духовной деятельностью), а также инструментальная
музыка (musica instru-mentalis). Эта третья занимает подчиненное положение по
отношению к первым двум из-за своей связи с материальным миром, но она является
единственной, которую мы можем слышать. Большая часть сочинения представляет
собой обширный каталог числовых соотношений и соответствующих им технических
терминов и звуков. Многие музыкальные термины (консонанс, диссонанс, интервал,
модуляция и др.) обязаны своим появлением Боэцию. Но музыка как таковая, как ее
сегодня понимают композиторы и исполнители, имеет мало общего с тем, что
представлено в книгах Боэция. Следует, однако, добавить, что из естественнонаучных
сочиве
Боэции
227
В своих собственных работах по логике, «О категорическом силлогизме» (около
505 г.), «О делении» (около 507 г.), «О гипотетических силлогизмах» (около 518 г.) —
Боэций разъясняет основные понятия и предложения логики, не ограничиваясь,
впрочем, изложением взглядов только Аристотеля; так, в последнем трактате он
обсуждает также воззрения
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|