|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЛЕКСИКОН
стр. 237
чем сохранила народная память. И Вещий Олег явно захватил Киев не только с
помощью коварства, но и опираясь на поддержку части киевлян, которые были
недовольны попыткой христианизации, предпринимавшейся при Ас-кольде и Дире
(скорее всего, при последнем) после похода русое в 860 г. на Константинополь.
Уже в XI в., когда составлялись самые ранние летописные своды на Руси,
личности киевских князей Аскольда (Осколда) и Дира были овеяны легендой, и
древнерусский книжник начала XII в. мог записать в «Повести временных лет» на
основе преданий лишь минимальные и весьма приблизительные сведения об их
жизни и деятельности. Ряд дополнительных сведений о них содержится в более
поздней Никоновской летописи XVI в., в которой, по гипотезе академика Б. А.
Рыбакова, сохранились фрагменты «летописи Аскольда», составленной около 865 г.,
что весьма сомнительно, так как нет никаких достоверных свидетельств не только о
летописании, но даже о появлении славянской азбуки на Руси в столь раннее время.
В «Повести временных лет» впервые упоминается об Аскольде и Дире под 862
г. (дата довольно условная) в связи с призванием легендарного Рюрика: «И бяста у
него 2 мужа, не племени его но боярина, и та испросистася ко Ца-рюгороду с родом
свои. И поидоста по Днепру, и идуче мимо и узреста на горе градов», т.е. Киев.
Таким образом, по свидетельству летописца, они вокня-жились с помощью отряда
варягов в Киеве, стали править землей полян, плативших в то время дань хазарам. В
Никоновской же летописи нет вовсе упоминания о зависимости от Рюрика Аскольда
и Дира, происхождение которых польские историки Я. Длугош (XV в.) и М.
Стрыйковский (XVI в.) без каких-либо доказательств связывали
с Полянским родом еще более легендарного племенного вождя Кия. Эту
версию (в общем-то весьма сомнительную) приняли ряд крупных
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|