|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЛЕКСИКОН
стр. 198
паро-нимии (паронимы — слова, близкие по звучанию, но разные по значению),
высоко оцениваемую и современными учеными; «Молитвы» и «Медитации» —
сочинения мистического содержания; в других работах Ансельм пытается с
помощью философского метода рационально обосновать основные догматы
христианской религии. Именно эти сочинения (прежде всего, «Прослогион» и
«Монологион») принесли ему славу если не отца схоластики, то по крайней мере
мыслителя, в творчестве которого схоластический образ философствования впервые
нашел свое полное и последовательное воплощение.
Наибольшую известность Ансельму принесло его доказательство
существования Бога, называемое также «онтологическим аргументом», изложенное в
«Прослогионе». Аргумент этот сводится к следующему: все признают, что Бог —
наивысшее сущее, то. больше чего нельзя ничего помыслить: следовательно, тот, кто
утверждает, что 1юга нет, утверждает, что такое с\пк: е не существует. Но этот некто,
тем не менее, может помыслить такое сущее; оно, иначе говоря, существует у него в
уме. Но если оно существует у него в уме и не существует в реальности, оно вовсе не
является тем, больше чего нельзя ничего помыслить: ведь можно помыслить такое
же наивысшее сущее, но существующее в реальности. Следовательно, то, больше чего
нельзя ничего помыслить, существует не только в уме, но и в реальности. Более того,
то, больше чего нельзя ничего помыслить, т.е. Бог, существует столь совершенным
образом, что его нельзя помыслить несуществующим.
Это доказательство имеет долгую и интересную судьбу. Споры вокруг него
начались еще при жизни Ансельма; отвергнутое некоторыми средневековыми
Кентерберииский
мыслителями, например св. Фомой Аквинским, оно возродилось в
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|