|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЛЕКСИКОН
стр. 161
врата суздальского Рождественского собора. Бесплотные фигуры на них словно
вызываются из тьмы небытия сетью золотых лучей-линий; каскады золотых складок,
завит
97
ки золотых кудрей, сияющие золотом лики наглядно воплощают
представление о Божественном свете, словно излучаемом поверхностью врат.
Правильные пропорции и уверенная постановка фигур, сдержанные жесты,
виртуозно исполненные детали (например, длиннорогие агнцы в
«Жертвоприношении Авраама») заставляют вспомнить не только об искусстве
Византии, но и о его античных истоках.
Своеобразным было новгородское искусство XII—XIII ее. Географически
Новгород далеко отстоял и от Киева, и от Царьграда. Это непосредственно сказалось
на облике новгородской художественной культуры, особость которой стала заметна
уже в XI в. и усилилась после 1136 г., когда Новгород стал боярской республикой.
Зодчество утратило киевскую изысканность, стало проще, суровее, монументальнее.
В иконописи наряду с византийской аристократичностью появилась
непосредственность и экспрессивная свобода форм. Примечательна новгородская
икона XII в., в которой удивительным образом сочетаются оба эти направления: на ее
лицевой стороне изображен Спас Нерукотворный, на оборотной — Прославление
креста. Огромные глаза Спасителя не смотрят на молящегося, брови напряженно
изогнуты, уста сжаты; это прекрасный, одухотворенный, но замкнутый в своем
совершенстве образ. А на обороте румяные ангелы в красных сапожках,
большеголовые серафимы и аллегории Солнца и Луны, кажется, живут совсем в
ином мире — доступном и немного наивном.
См. также Алимпий и Олисей-Гречин.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|