|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЛЕКСИКОН
стр. 154
Справа вверху — его внутренний вид.
Еще правее — богоматерь Оранта (с поднятыми руками). Мозаика собора
Св. Софии в Киеве.
дружинников так впечатляло искусство соседней Византии — большие
каменные храмы, сверкающие золотом иконы и мозаики, расцвеченные
миниатюрами книги. В летописном рассказе об «испытании вер» говорилось даже,
что князь Владимир окончательно решил принять христианство, услышав
восторженный отзыв своих послов о храме Софии Константинопольской.
После крещения Руси в Киев начали приезжать греческие священники, зодчие,
иконописцы. Сын Владимира князь Ярослав, впоследствии прозванный Мудрым,
мечтал превратить свой стольный град в подобие Константинопо-ля-Царьграда. Он
заложил новые городские укрепления с Золотыми воротами и несколько
церквей — в том числе огромный Софийский собор, украшенный мозаиками
и фресками (ок. 1037). И стрЬителями, и художниками были греки, но им помогали
русские ученики. Греческие мастера исполнили мозаику с фигурой Богоматери в
алтарном выступе — апсиде. Пречистая Дева воздевает руки в жесте покровительства
и защиты (не случайно ее позднее прозвали Нерушимой стеной). Геометризованные
складки одеяний вторят геометрии архитектурных форм, синий цвет ризы, лиловый
плащ-мафорий и золото «светов» напоминают о горнем мире. Другая работа
художников — святительские чин в нижнем регистре той же апсиды, где каждый лик
— портретный, а приглушенные тона облачений подчеркивают
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|