|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Хроники длинноволосых королей
Сборник
стр. 87
Скорее всего и Фредегар, и автор трактата пользовались одним и тем же источником, в
котором было упоминание о причине, побудившей Нарсеса призвать лангобардов. Таким образом, в
нашем распоряжении три независимые друг от друга фиксации предания (Консульские фасты
Италии, «Хроника Фредегара», трактат «О происхождении лангобардов») 93. Вполне возможно,
источник, из которого Фредегар почерпнул свои сведения, попал в распоряжение хрониста
одновременно с текстом «Жития святого Колумбана», написанного Ионной из Боббио. Иона
закончил свой труд около 643 года, Фредегар же продолжал работать над «Хроникой» до 658 года
94.
Характер и состав трактата «О происхождении лангобардов» обсуждались неоднократно 95.
Интересна предпринятая в XIX веке попытка реконструировать на базе трактата германскую
аллитерационную песню. Аргументы как сторонников, так и противников данного подхода
остаются весьма зыбкими (никаких достаточных свидетельств того, что текст отражает
аллитерационную строфику, нет), однако следует учитывать, что фиксация Фредегаром предания о
лангобардах не восходит ни к одному из дошедших до нас кодексов трактата. Следует отметить и
то, что Фредегар дополнил этим сообщением повествование Григория Турского, причем это самое
пространное дополнение к эпитоме 96, касающееся внешнеполитических событий. Другие сведения —
например, о казни Тотилы 91, о вторжении герцога Букцелена в Италию, гибели Велизария 98 —
являются уточнениями. Примечательно, что все они связаны с личностью евнуха Нарсеса.
Павел Дьякон, рассказывая в «Истории лангобардов» о деяниях Нарсеса в Италии, опирался на
сочинение Григория Турского, а также на «Книгу римских понтификов», в которой упоминается,
что Нарсес, возмущенный жалобами жителей Рима, покинул Вечный город и перебрался в Неаполь.
Только Папа Вигилий уговорил евнуха вернуться 99. Павел Дьякон добавляет, что Августа София
также была настроена против Нарсеса, и излагает историю с ткацким станком. Именно это
оскорбление подвигло полководца призвать лангобардов в Италию 100. Скорее всего Павел Дьякон,
долгие годы живший при дворе Карла Великого, был знаком с текстом «Хроники Фредегара» и
дополнил сведения из «Книги римских понтификов» пересказом истории, которая запечатлелась в его
памяти.
93 Как показала К. Нейл, оккупация Италии действительно поначалу не напоминала военное вторжение (об
этом свидетельствуют археологические данные — Neil С. Invasion or invitation? The Longobard occupation of
Northen Italy, A. D.
568 — 569 // Romanobarbarica. 1981. T. 1). Этот факт косвенно подтверждает то, что переселение лангобардов в
Италию должно было, по первоначальному плану Нарсеса, носить мирный характер, однако после смерти
евнуха оказалось неподконтрольным. Однако мы не можем согласиться с ремаркой исследовательницы о том,
что Исидор Севильский почерпнул свои сведения из «Книги римских понтификов».
94 Пятнадцать лет — срок небольшой, поэтому можно предположить, что оба сочинения (и житие, и трактат)
были привезены в Галлию прямо из Боббио, а не кочевали от одного монастыря к другому. Следует отметить,
что связи между несколькими обителями, основанными святым Колумбаном в Европе, были хорошо налажены,
да и в Бургундии у монаха, прожившего в этих местах долгое время, было множество последователей.
95 Итоги этого обсуждения достаточно подробно представлены В. Рульке в приложении к переводу «Истории
лангобардов» Павла Дьякона (см. History of the Langobards by Paul the Deacon // Transl. by W. D. Foulke.
Philadelphia. 1907.
325-352).
На основании имеющихся в нашем распоряжении материалов можно прийти к следующим
выводам. Во-первых, предание о Нарсесе и лангобардах, зафиксированное в нескольких независимых
друг от друга источниках, проникает в литературу в первой половине VII века и достаточно быстро
распространяется по территории Европы 101. Формированию этого предания способствовала как
популярность полководца, так и его необычный с точки зрения варварского мира социальный
96
97
98
99
100
Эпитома — краткое изложение. «Хроника Фредегара». III, 43. «Хроника Фредегара». III, 50. «Книга римских
понтификов». 61, 8. Павел Дьякон. «История лангобардов». II, 5. Пути распространения сюжета представлена на
схеме II.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|