|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
А. Хаттон
Меч сквозь столетия Искусство владения оружием
стр. 112
поединки проводились без свидетелей, подобные злодеяния можно было совершать, не особенно
опасаясь разоблачения. А в те дни много пили и много играли, и эти две причины часто приводили к
обнажению легких, элегантных малых шпаг. Однако часто бывало так, что более рассудительный
участник ссоры не собирался брать на душу грех убийства, и в этом мастера фехтования готовы были
ему помочь. Они разработали серии движений для обезоруживания противника, чтобы таким образом
его можно было обезвредить, не убивая. Большой вклад в их разработку внес Жерар, а до
совершенства довел в 1763 году знаменитый Анджело.
Манеры благородных господ начала XVIII века все так же оставляли желать лучшего, но вот
форма их оружия претерпела изменения. Клинки с плоским и ромбовидным сечением исчезли, а
место их заняли трехгранные, что позволило выиграть, с одной стороны, в жесткости, а с другой — в
легкости оружия. Примерно той же длины, что и распространенная прежде шпага, новомодное
оружие имело очень широкий клинок в близкой к эфесу части, возможно, для увеличения силы
защитных действий, поскольку в то время использовались только «простые» парирования; клинок
оставался широким первые дюймов восемь, а затем внезапно сужался. Этот вид малой шпаги получил
название колишемард; популярность его держалась до начала второй половины века, и это было
серьезное оружие.
«Король умер — да здравствует король!»
Великий монарх, «король-солнце» шел к своему закату. Военная слава, которой он так
гордился, улетучилась, армии его были разбиты, а сам он, старый и дряхлый, готовился отдать
природе тот долг, который является уделом каждого, будь то король или простолюдин. «Король умер
— да здравствует король!» Но кому теперь предстоит принять бразды правления, выпавшие из
некогда властной руки? Маленькому ребенку! А кто главный наставник этого мальчика? Кто правит
королевством от его имени? Филипп
Орлеанский, которого король, по словам Кампиньеля, называл «fanfaron des vices» 46. Это был
человек, который столь гордился своими драками, что хвастал о них направо и налево, а если
истории, изложенные в мемуарах шевалье де Раванна, хотя бы частью верны, то хвастать ему было
чем.
Кампиньель утверждает, что к началу эпохи Филиппа Орлеанского души людей были измучены
деспотизмом. Они устали от напряжения, были по горло сыты королевским великолепием и славой и
не хотели ничего, кроме полного расслабления и всевозможных удовольствий. Дурному примеру
Филиппа стал следовать весь двор, а сам он вел себя в полном соответствии с вышеприведенной
характеристикой. Учтивость и галантность, свойственная предыдущему режиму, сменилась
циничным дебоширством; блудливость не считалась более поводом для скандала, а стала будничным
явлением — плохая репутация становилась предметом гордости как мужчин, так и женщин, и
краснели они только тогда, когда совершали что-нибудь благородное.
Человек, бравирующий своими грехами (фр.). (Примеч. пер.)
Разгильдяй по природе своей и сладострастник по образу жизни, регент жил удовольствиями
одного дня, не думая о будущем. Он был лишь бледной тенью короля, временным хранителем
верховной власти; какое ему было дело до того, что вся основа его могущества разваливается прямо у
него в руках, пока у него была возможность демонстрировать свое величие? Он ничего не замечал до
тех пор, пока это не мешало ему властвовать или наслаждаться жизнью. Так что в отношении дуэлей
мы видим полное отсутствие каких-либо предубеждений против них и никаких усилий, подобных
усилиям Людовика XIV. Неудивительно, что вскоре мания частных стычек стала почти такой же
популярной, как и во времена Генриха Великого. Каждый день появлялись известия о том,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|