|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Средневековая литература
Фламенка
стр. 21
И о недремлющем драконе;
52
О силе, что дана Алкилу, О том, как к гибели Филлиду Влюбленность в Демофонта гонит 53; И как
Нарцисс 54 прекрасный тонет В ручье, где отразился он; Как над Орфеем верх Плутон Взял 55, у него
жену отняв;
650
Как филистимский Голиаф Тремя камнями был убит, Которые пустил Давид 56;
57
И о Самсоне — как Далила Его во сне волос лишила; А также и о том, как много Сражался Маккавей 58
за бога; Как Юлий Цезарь 59 мог, шла речь, Понт в одиночку пересечь, Творца помочь не попросив,
660
Алкид — Геракл, любимейший герой греческой мифологии, совершивший знаменитые двенадцать подвигов,
т.е. рыцарь «по преимуществу», по представлениям средневекового сознания.
53 Филлида и Демофонт — герои аттического круга мифов: Филлида погибает (превращаясь в масличное дерево),
когда ее возлюбленный Демофонт не успевает прибыть к назначенному сроку (ср. Овидий, «Послания», II).
54 Миф о Нарциссе (Овидий, «Метаморфозы», III, 402 — 510) был обработан в стихотворной повести середины
XII в.
«Нарцисс».
55 Миф о попытке освобождения Орфеем Эвридики из подземного царства Плутона (Овидий,
«Метаморфозы», X, 1
- -75) был сюжетом поэмы XII в. «Орфей», упоминаемой современниками, но впоследствии утраченной.
56 Трудно сказать, какой именно непосредственный литературный источник, повествующий о единоборстве
Давида и Голиафа (Первая Книга Царств, XVII, 49), имеется здесь в виду. В «Романе об Истории Грааля» Роберта
де Борона (начало XIII в.) содержатся, напр., краткие упоминания о событиях ветхозаветной истории.
57 Самсон — ветхозаветный судия, полюбивший филистимлянку Далилу (Далиду) и во сне ослепленный ею. В ст. 653
- 654 описан эпизод из Книги Судей (XVI, 19). Некоторые комментаторы видят в этих стихах намек на
популярную в конце XII — начале XIII в. поэму Германа Валансьенского, пересказывающую ряд библейских
сюжетов.
58 Иуда Маккавей (II в. до н. э.) — доблестный герой, борец за веру, погибающий славной смертью. Известны
две поэмы XIII в. о Маккавее.
59 В ст. 657 — 660 упоминается эпизод, рассказанный Светонием в «Жизни Цезаря» (гл. 58) и Плутархом в
«Александре и Цезаре» («Цезарь», XXXVIII). Вновь подчеркивается «рыцарская добродетель» героя — бесстрашие.
60 И далее до ст. 693 упоминаются персонажи и эпизоды легенд о короле Артуре и его сподвижниках, рыцарях
Круглого Стола. В I трети XII в. эти легенды были обработаны сперва Гальфредом Монмутским (на латыни), а
затем рядом франкоязычных поэтов (подробнее о возникновении и развитии бретонских сказаний см. в работе:
Михайлов А.
Д. Артуровские легенды и их эволюция. — В кн.: Мэлори Т. Смерть Артура. М., 1974, с. 793 — 828). Артуровская
тема занимает существенное место в «Романе об Александре» (см. примеч. 45). Ее подробной разработке
посвящены романы Кретьена де Труа «Ивейн», «Ланселот», «Персеваль», «Эрек и Энида» и «Клижес». Габен
(Говен) — популярнейший персонаж артуровских легенд, упоминается уже в «Романе о Бруте» Васа (I половина
XII в.), а до него у Гальфреда Монмутского. Эпический герой кельтского фольклора, он превращается в отважного,
однако и легкомысленно
Чтоб знали, что не боязлив. Про нравы Круглого Стола 60,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|