|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 418
ном и любовном послушании, а общины между собой в добром мире»22.
Зная о существовании враждебных друг другу придворных группировок и опасаясь распрей и
междоусобиц в случае, если королем станет его юный наследник, Эдуард IV перед смертью пытается
примирить своих враждующих родственников. Мор изображает умирающего короля на смертном
одре, произносящего свою последнюю речь перед лордами и заклинающего их во имя христианского
долга и ради безопасности и мира в королевстве забыть взаимные обиды и не допустить
возникновения усобицы и смуты. Растроганные противники в присутствии умирающего короля
простили друг друга и соединили свои руки вместе. Однако сразу же после смерти Эдуарда
начинается ожесточенная борьба за власть, закончившаяся сперва истреблением родственников
королевы, а затем убийством в Тауэре малолетних принцев и провозглашением протектора Ричарда
королем.
В приведенной явно идеализированной характеристике Эдуарда IV весьма существенны, на наш
взгляд, не только степень достоверности сообщаемой Мором информации, но главным образом —
собственные политические симпатии Мора, его гуманистический идеал доброго государя, чертами
которого наделен король Эдуард. Противопоставляя два различных типа политических деятелей —
Эдуарда и Ричарда, Мор с наибольшей полнотой смог выразить свое собственное политическое кредо
гуманиста. В «Истории Ричарда» Мор воспринимает политику глазами человека эпохи Возрождения;
политика рассматривается им в качестве самостоятельной, специфической категории, отделяемой от
категорий морали и религии. Когда Мор, анализируя политические события, срывает моральные и
религиозные покровы, обнажая истинный политический смысл явления, сам его подход к политике и
сам метод рассмотрения политических событий напоминает трактовку политики у Макиавелли.
Характерно, что почти в то же самое время, когда Макиавелли писал свой знаменитый трактат о
государе, имея перед глазами Цезаря Борджиа, Томас Мор размышлял над политическим опытом
английского Цезаря Борджиа — Ричарда Глостера. Случайно ли, что два выдающихся политических
мыслителя в одно и то же время, хотя и в разных концах Европы, размышляли над историческим
смыслом политики, свободной от морали? Конечно, не случайно, ибо при всем различии
исторических и политических судеб Англии и Италии начала XVI в. проблема тирании, равно как и
проблема новых критериев при оценке политики, настоятельно выдвигалась самой жизнью,
поскольку исторические условия для возникновения абсолютизма в Европе были уже налицо. В
разных странах Европы происходил процесс развития абсолютизма; европейский политический опыт
стал богаче, сложнее и требовал новых критериев оценки. Поэтому и в исследовании политической
истории недавнего прошлого появилась возможность выйти за рамки традиционных взглядов и
взглянуть на политику глазами человека нового времени.
22 Ibidem.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|