|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 400
хранители мудрости, знания и памяти о прошедшем 25, автор постоянно возвращается к ней,
аргументируя ее примерами, ссылками на авторитеты 26, а нередко просто ограничиваясь
панегириком. Риторика вообще не чужда автору «Филобиблона», как и многим другим
средневековым писателям. Хотя, быть может, некоторая высокопарность и назидательность
объясняются привычкой духовного лица к проповедническому пафосу.
Несколько глав в «Филобиблоне» написаны от лица самих книг и посвящены обличению тех, кто
плохо обращается с книгами, не понимает их ценности,— монахов, клириков, особенно
нищенствующих братьев 27. Конечно, при благоговейном отношении де Бери к книгам все не
испытывающие того же чувства заслуживают сурового осуждения. «Посмотрите,— говорит он,— ведь
книги — создатели вашего положения, и без них, конечно, другие покровители обманули бы ваши
ожидания» 28.
Человек образованный, епископ де Бери не мог не желать повышения грамотности духовенству,
возмущение невежеством которого уже стало традиционным в это время. Он настоятельно советует
всем носящим тонзуру любить книгу 29. Он оставляет свою библиотеку оксфордским студентам и
всеми средствами своего красноречия старается убедить их беречь книги. Предполагаемое небрежное
отношение к ним заранее приводит его в отчаяние 30. Некоторые книги де Бери приобретает
специально для студентов 31, например греческую и древнееврейскую грамматики, которые, по его
мнению, необходимы для лучшего усвоения латыни и Священного писания 32.
Просветительный характер «Филобиблона» достаточно очевиден, но нередко рассуждения о
необходимости знания и чтения приобретают у де Бери оттенок морализирования. Он говорит о
возможности спасения души через книги 33, об избавлении от пороков путем чтения, об исправлении
чтением книг природы человека 34. Особенно назидательно звучат рассуждения о забвении земных дел
и, конечно, богатства ради книг 35. «Пусть никто не служит книгам иМаммоне»36.
25 Вот что пишет де Бери в первой главе «Филобиблона»: «Все в свое время приходит в упадок. Вся слава мира
покрылась бы забвением, если бы бог не создал противоядие для смертных — книги. Александр,.. Цезарь..., Катон не
сохранились бы в памяти людей, если бы им не помогли книги. Башни разрушаются, исчезают города,
триумфальные арки обращаются в пыль, и ни папа, ни король не найдут ничего, что обещало бы память более
легко, чем книги.
Книга, созданная однажды, платит своему автору бессмертием, пока она сохраняется» — Ibid., р. 11.
26 Авторитеты де Бери традиционны: он ссылается и на Аристотеля, и на притчи царя Соломона, и на Овидия, и на
предание о Тарквинии Гордом.
27 «Philobiblon», р. 18—40.
28 Ibid., р. 20.
29 Ibid., р. 60.
30 Ibid., р. 70—71.
31 Ibid., p. 55, 74.
32 Ibid., p. 52.
33 Ibid., p. 61, 64.
34 Ibid., p. 62.
35 Ibid., p. 16, 17, 62, 74.
36 Ibid., p. 62.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|