На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 392

Правиться с духовенством, жителей Лондона ограбить, а город сжечь. И такой конец ожидает всех мятежников, особенно тех «бешеных» предателей, которые в настоящее время «взбудоражили все государство»,— назидательно говорит одна дама 42. В это время слуга приносит известие о том, что мятежники разбиты на поле Блекхиз, а главари его казнены. Уолворс как герой борьбы против мятежников возвеличивался и в других памфлетах, и в назидательных произведениях литературы XVI —началаХѴИИ в. 43 Как известно, в это время, когда английская драматургия переживала расцвет, исторические хроники занимали в ней важное место. Публицистика того времени точно определяла социально-политическое значение пьес на исторические темы. Томас Нэш в памфлете «Мольба дьявола» (1592), защищая театр от нападок пуритан, высказал такой аргумент: политические пьесы совершенно необходимы, потому что в них показываются «вред успеха измены, падение опрометчивых честолюбцев, жалкий конец узурпаторов, несчастье разлада в обществе и то, как всегда справедлив бог в наказании убийц» 44. Драматург и памфлетист Томас Хейвуд в своем известном памфлете «Защита актеров» (1612), полемизируя с пуританами по поводу театра, еще более примечательно объяснил политическое и моральное значение исторических пьес: пьесы, писал он, «сделали невежественного более понятливым, учат незнающего знанию многих славных историй, обучают такого, кто не может читать и постигнуть смысл всех наших английских хроник, учат подданных подчиняться их королям, показывают народу неизбежный конец всякого, кто возбуждает бунты, волнения и возмущения, и, наоборот, процветающее положение того, кто живет в подчинении, побуждают народ к верности (allegance) и отвращают его от всяких /вероломных и преступных замыслов» 45. С точки зрения нашего исследования рассмотрим, как переданы идеи и настроения народных масс в пьесе Томаса Мидлтона «Семья любви», в исторической хронике Шекспира «Генрих VI» и трагедии «Кориолан». В пьесе Мидлтона одно из действующих лиц так характеризовало взгляды радикальной секты, подметив их антифеодальный смысл: «Если их не накажут и не остановят нашим законом — дубинкой, каждый копигольдер станет фригольдером, особенности обратятся в общности и таким образом мы придем от согласия к разногласию... их жены, все их товары, имущество... станут общими»46. Чуткий к идеям и настроениям своего времени Шекспир в исторической хронике «Генрих VI» (1591) изобразил народное восстание. Сравнение фактов, упоминаемых в сценах, посвященных восстанию, с данными хроник XVI в. убеждает в том, что Шекспир собрал вместе, объединив в один эпизод, важнейшие события, происходившие 42 T. Deloney. Op. cit., p. 416, 592—593. 43 ^Elizabethan Journal, 1591—1595». London, 1926, p. 186; L. Wright Op. cit., p. 191. 44 R. Nashe. Works, vol. 2, p. 213. 45 T. Haywood. An apology for actors. London, 1841, p. 52—53. 46 См. В. Sterling. Op. cit., p. 225—226.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes