|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Европа в средние века: экономика, политика, культура
стр. 389
это неравное распределение благ земных? Подумайте, как в апостольские времена верующий имел все
вещи общими». Банкрофт квалифицировал эти идеи «полностью анабаптистскими» и обращался «ко
всем сортам народа, особенно к самому богатому», с такими словами: «Я умоляю вас, скажите, как вы
относитесь к этой доктрине?» Другой епископ, Купер, в проповеди, просмотренной и утвержденной
властями (как об этом говорится в ее заглавии), так характеризовал идеал анабаптистов: «отменить
всякую собственность и владение землей и имуществом и ввести общую собственность Платона». Этот
епископ напоминал о восстании 1381 г., когда восставшие хотели «перевернуть все вверх дном» и
добивались равенства на том основании, что, когда бог сотворил мир, «все люди были одинаковы», а
рабство ввели потом «насилием и жестокостью» 32.
Подобным образом Сэмюэль Роулендс в стихотворном памфлете обвинял анабаптистов в том, что
они ищут милосердия божьего «посредством введения общности имущества». Роулендс также
связывал эти взгляды анабаптистов с идеями вождей восстания 1381 г., с намерением Джона Болла
«иметь все вещи общими» и, используя принятую в XVI в. по отношению к анабаптистам
терминологию, называл этих вождей «датскими мятежниками». В этом памфлете Иоанн Лейденский
именовал одного из участников восстания Уота Тайлера своим последователем и при этом говорил:
«Мы должны королей разнести вдребезги и каждую вещь сделать общей для всех, потому что когда
древний Адам пахал, а Ева пряла, где был мой шелково-бархатный джентльмен?» В другом своем
памфлете, направленном против левых пуритан, Роулендс обвинял анабаптистов в намерении вместе
с общностью имущества ввести общность жен и при этом указывал, что эти их лозунги увлекали
только лондонских бродяг. Заметим, что обвинение анабаптистов в намерении ввести общность жен
часто встречалось в политической и религиозной литературе в Англии XVI в. как один из самых
важных аргументов против них, аМюнстерская коммуна и ее руководитель Иоанн Лейденский
подвергались критике и осуждению — его обвиняли в попытке осуществить уравнение и общность
имущества 33.
И художественная литература в это время принимала участие в борьбе с крамольными идеями,
идущими снизу. Крупный английский поэт XVI в. Эдмунд Спенсер лучшее свое поэтическое
произведение «Королева фей» (1596) посвятил воспеванию высоких моральных добродетелей с целью,
как он говорит, «воспитать джентльмена или знатного человека в добродетельных и благородных
понятиях»34. Аллегорическая форма поэмы не помешала Спенсеру выразить поэтическим языком
политические идеи, касающиеся народных мятежей, уравнения и общности имуществ — идей,
которые были популярны среди буржуазно-дворянских кругов во времена Елизаветы. Для целей
нашего исследования особенно важна пятая книга поэмы, оза-
32 В. Sterling. Op. cit., p. 217—218, 229. 83 Ibid., p. 233—234.
34 E. Spenser. The poetical works, vol. I. London, 1825, p. 5—6.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|